СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного истории первой игры в баскетбол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной христианской ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять гимнастические упражнения, считавшиеся в то время единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец.

Поначалу Нейсмит пытался модифицировать уже существовавшие виды спорта. Но регби оказался слишком травмоопасным даже без захватов, футбол означал слишком большое число разбитых окон и стоящего в зале инвентаря для других занятий, а лакросс выпал из кандидатов, после того как выяснилось, что несколько студентов-канадцев слишком хорошо играли в него и любые связанные с ним модификации.

За день до конца срока, отведенного на изобретение новой игры, Нейсмит был в панике – он так ничего и не придумал. Тогда он попытался подойти к проблеме с другой стороны. Почему попытки видоизменить старое провалились? Потому что людям нравились те игры такими, какие они есть, без новшеств. Как вообще строится абстрактная спортивная игра? Обычно в ней есть мяч. Так у будущей игры появился центральный элемент, вокруг которого она строится.

Но мячи тоже бывают разными. Если мяч маленький, нужно много инвентаря к нему – клюшки, биты, ворота, щитки, маски и так далее. А чем больше инвентаря – тем сложнее правила, а нужна простая игра. Еще маленький мяч легче спрятать где-нибудь в игровой форме. С большим мячом работать удобнее.

Второй задачей было определить философию спорта. В регби нельзя было играть в маленьких залах, потому что это привело бы к большому числу травм из-за столкновений. Столкновения происходят, чтобы остановить бегущего с мячом человека. «Я сидел за столом с этими мыслями и сказал вслух: «Если он не будет бежать с мячом, его не нужно будет захватывать. Если его не будут захватывать, в игре не будет грубости». До сих пор помню, как я щелкнул пальцами и крикнул: «Нашел!», – писал позднее Нейсмит. Так был сформирован основной принцип новой игры – нельзя бежать с мячом. Едва ли подробное описание, но это был лишь первый штрих эскиза будущего спорта.

Третья задача – обосновать цель игры. Поначалу Нейсмит хотел, чтобы мяч забрасывали в стоящие друг напротив друга ворота, как в лакроссе – сетка 2 на 2,5 метра. Но если мяч будут слишком сильно бросать, то заденут другого игрока и травмируют его, а это снова не подходит. И тогда Нейсмит вспомнил свое детство и игру в «Утку на камне». В ней нужна была не сила, а аккуратность – именно та особенная черта, которую искал в своей новой игре Нейсмит: «Я подумал, что если цель, которую нужно поразить, будет горизонтальной, а не вертикальной, то игрокам придется бросать мяч по дуге. Сила, суть грубость, будет бесполезна».

Нейсмит также решил, что цель нужно подвесить над головами игроков, чтобы защитники не могли столпиться вокруг нее и заблокировать путь мяча. Мы уже нащупываем что-то похоже на знакомый нам баскетбол, не правда ли?

Утром 21 декабря 1891 года, воодушевленный Джеймс Нейсмит приехал на работу. На выбор у Нейсмита было два футбольных мяча – один для регби, другой для футбола. Мяч для регби вытянутый, чтобы его можно было нести в руках, заключил Джеймс, а в новой игре это не нужно. Поэтому был выбран круглый снаряд.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock» («Утка на скале»). Смысл этой популярной в то время игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Первым вариантом привычной для нас баскетбольной корзины была пара коробок полметра на полметра. Правда, существовали они только в воображении Нейсмита – уборщик колледжа не нашел подходящих и предложил две корзинки из-под персиков. Так родился «корзиномяч». Запомните навсегда это имя – Поп Стеббинс – так звали уборщика, который нашел корзины от персиков у себя в кладовке.

Корзины были закреплены на высоте в 10 футов (305 см). Именно на такой высоте располагались нижние перила балконов, находящихся над игровой площадкой, и именно на такой высоте и сейчас расположены баскетбольные кольца по всему миру. «Если бы перила были на высоте 11 футов, то именно там бы я их закрепил», – говорил Нейсмит. А ведь динамика баскетбола изменилась бы, если бы забивать сверху или бросать издали стало сложнее.

Студентам было предложено разделиться на 2 команды и бросать в корзины для фруктов футбольные мячи. Можно было перебрасывать снаряд друг другу, а затем посылать в корзину. Выигравшей считалась команда, которая чаще попадала мячом в корзинку. После броска студенты поднимались по приставной стремянке, чтобы вынуть мяч.

Первый матч закончился с единственным поподанием мяча в корзину

Игра, получившая название «баскетбол», лишь отдалённо напоминала современный вид спорта. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. Целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Категория: Физкультура
30.04.2022 12:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!