СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки английского языка в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении учителей английского языка

(презентация есть).

Нестандартные типы уроков английского языка в школе.

Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя- поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. И поэтому при обучении школьников английскому языку важно сохранять и развивать у них чувство интереса к предмету «иностранный язык». Для достижения этой цели учитель применяет различные приемы (методы, формы) работы.

Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический климат на уроке, уважительное, доброжелательное отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Использование таких уроков помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и содержанию уроки открывают простор для творчества как учащихся, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей обуславливает естественность общения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие общающихся (учителя с учащимися и учащихся друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность.

Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities). Они реализуются с помощью методических приемов и создают упражнения. Деятельностное задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Методический прием содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.е. «научиться деятельности». Наличие учебно-познавательной задачи для учащихся в любом виде деятельностного задания означает, что оно является упражнением, в котором обеспечивается предъявление, научение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания следующих видов:

коммуникативные игры;

коммуникативные имитации;

свободное общение.

Основные свойства этих заданий показаны в таблице

Коммуникативные

игры

Коммуникативные

имитации

Свободное

Общение

Игровой сюжет общения.

Проблемная ситуация.

Тема общения участников.

Игровая задача общения.

Коммуникативная задача общения.

Обсуждаемый вопрос.

Конкурирующие участники.

Коммуникативные отношения.

Межличностные отношения.

Правила игры.

Условия общения.

Свободный обмен.

Соревнование между участниками или командами.

Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками.

Высказывание собственных точек зрения участниками.

Сотрудничество внутри команды.

Речевое взаимодействие.

Поддержание темы разговора.

Победитель соревнования.

Разрешение проблемы.

Исчерпание темы общения.

Все эти виды заданий являются основными составляющими проведения нестандартных уроков. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры, т.к. коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала.

В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий как основы нестандартных уроков. Практически построение любого типа таких уроков может выполняться в три этапа:

1) подготовительный;

2) исполнительный;

3) итоговый.

1) подготовительный этап присутствует в большинстве данных уроков. Учащиеся готовят названия команд, выбирают капитанов и актив групп, пишут плакаты, рисуют эмблемы, находят информацию по заданной ранее теме, отбирают дополнительный материал, готовят задание команде соперников и т.д.

2)исполнительный этап присутствует на каждом уроке, из чего и складывается деятельность учащихся.

Этот этап в каждом типе данных уроков индивидуален (см.разработку уроков).

3)один из самых сложных этапов этих уроков является итоговый. Этот этап сложен прежде всего для учителя (или членов жюри), на которого возложена миссия объективного оценивания учащихся в данном виде работы. Поэтому учитель может в нестандартных типах уроков применять свои формы оценивания. Можно предложить фишки с четырьмя выражениями лиц: широкая улыбка- отличная работа; улыбка- хорошая работа; без улыбки- удовлетворительная работа; грусть- плохая работа (участник неактивен). Предлагаются различные предметы в качестве зарабатывания баллов (в конкурсных типах уроков). При организации коллективно-учебной деятельности в группах предлагается возможным использовать оценочную карту. Цель ее научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

Evaluation Card

me neighbour group class teacher

В качестве поощрения на таких уроках можно использовать различные призы, которые можно изготовить своими руками (напр. «медали», значки и т.д.)

Очень важен при планировании данных уроков гуманистический подход.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на другие, более благополучные и «безопасные» виды деятельности и «выпадать из учебного процесса.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. Именно такие учащиеся чаще всего являются активом на данных уроках (капитаны команд, ведущие, «иностранные» гости и т.д).

ТИПОЛОГИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ.

Нестандартные уроки основаны на работе с игровой задачей прежде всего. Существуют разные типы нестандартных уроков:

урок-соревнование (марафон, КВН);

урок-смотр знаний;

урок-экскурсия;

урок-конференция;

урок- деловая игра;

урок-телемост;

урок-праздник (Рождество, Пасха, день Св. Валентина и т.д.);

урок- ролевая игра;

урок-викторина;

урок- обобщающее повторение;

Интернет-урок.

Многие из данных типов могут быть как целостно спланированными (КВН, смотр знаний, праздник, конференция и т.д.), так и частично составляющими обычных уроков (викторина, ролевая игра, дискуссия и т.д.).

Значимым компонентом этих уроков является информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения. Формируя информативную компетентность учащихся, мы тем самым формируем у них:

набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию;

сложившиеся знания, т.е. знания из прошлого опыта в виде знаний и

структур поведения;

знание действительности окружающей, способность описать ее и отношение к ней в иноязычной форме;

фоновые знания, т.е. информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения;

общий кругозор, т.е. знание имен и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний.

Данная информация является важным условием включения в общение.

Задания в данных уроках построены на основе речевого взаимодействия так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или группах, иногда индивидуально (напр. урок-конференция). Возможно несколько видов размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, по способностям (сильный, средний, слабый), парами. На практике применяется четыре основных вида речевого взаимодействия учащихся:

1)соперничество участников;

2)сотрудничество участников в выработке единой идеи;

3)комбинирование информации, известной разным участникам;

4)передача информации от одного к другому.

Соперничество участников является одним из главных видов речевого взаимодействия на уроках данного типа, т.к. участники часто соревнуются в том, кто что лучше знает, как отвечает и участвует в данном процессе обучения.

Сотрудничество участников в выработке единой идеи возможно при решении разнообразных проблемных задач.

Комбинирование информации организуется на уроке, если у каждого ученика имеются свои, отличающиеся от других факты и сведения (напр. урок-конференция, дискуссия).

Передача информации от одного участника к другому возможна в заданиях типа «выполнение инструкции». Например, у одного из участников имеется незаполненная карта, а у другого - карта с подробными надписями.

Задача ученика с подробной картой - дать своему партнеру такие инструкции, чтобы он мог по своей контурной карте совершить заданное «путешествие», сделать соответствующие надписи в нужных пунктах и попасть точно в пункт назначения, не видя карты партнера. Вариантом этого вида работы является задание, при котором один ученик получает рисунок и дает устные инструкции другому ученику нарисовать аналогичное изображение (домик, чашку, птицу и т.д.) (урок-КВН, смотр знаний, марафон, ролевая игра).

Рассмотрим каждый из предложенных выше типов нестандартных уроков в общем виде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что наиболее полно данные типы уроков представлены на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал, выявить уровень владения им, определить степень сформированности навыков, умений и желания у детей осуществлять иноязычную компетенцию.

Учитывая особенности изучения иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что нестандартные типы уроков просто необходимы. Через игру, различные виды соревнований во всех видах речевой деятельности можно эффективно поддерживать интерес к изучаемому языку. Эти уроки часто решают следующие задачи:

-развитие языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

-расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире, о языке как средстве взаимодействия с этим миром;

-развитие речевой культуры школьников и культуры общения;

-формирование положительной мотивации учения, готовности воспринимать культуру другого народа и т.д.

К тому же, пробудить желание, эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Радость творчества, радость учить и учиться- это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.

01.07.2019 10:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП