СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Оптическая дисграфия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптическая дисграфия.

В последние годы 70 – 80 % детей испытывают трудности в усвоении программы начальной школы, у 45% школьников 6 – 7 лет имеются предпосылки оптической дисграфии и, следовательно, они заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по устранению оптической дисграфии, поскольку выявленные предпосылки могут привести к трудностям не только в изучении родного языка, но и отрицательно сказаться на всем дальнейшем обучении. В связи с этим у ребенка впоследствии возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка. Все это отражается на его общении со сверстниками и взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность. Свой вклад в изучении дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев, Ф.А. Рау, О.А. Токарева, Р.Е. Левина и другие.

Дисграфия это частичное специфичное нарушение процессов письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, она является серьезным препятствием в овладении грамотой на самых ранних этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Существуют критерии ограничения дисграфии от незрелости навыков письма, характерной для этапа овладения грамотой. Возникновение специфических ошибок у младших школьников не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия (частичное специфичное нарушение процесса чтения) и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Обычно они обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка; при органических речевых расстройствах; это также могут быть нарушения восприятия пространства и времени; несформированность произвольной моторики; снижение зрения или слуха; двуязычие в семье; возможно также сочетание выше указанных причин с умственной недостаточностью; аффективные расстройства психики; в той или иной степени выраженное общее недоразвитие речи; подвижность нервных процессов.

В первом классе ошибки при письме отличаются своей нестандартностью и часто умиляют родителей, но уже к третьему классу положение становится тревожным. К 8-10 годам, когда формируются основные навыки письменной речи, бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишенная логики речь, безграмотное письмо могут указывать на развитие у школьника дисграфии и дислексии т.е. частичного специфического нарушения процессов письма и чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза

пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

Типичными ошибками детей имеющих эту проблему, являются смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове: из слов «ясный» и «день может получиться «ядный сень», слитное написание предлогов или наоборот, написание приставок отдельно от корня («при коснулся»).

Зеркальное написание букв, которое отмечается у левшей, а также при органических поражениях головного мозга.

Устранение оптической дисграфии.

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия узнавания- цвета, формы, величины (зрительного гнозиса) предлагаются следующие задания:

а) назвать предметы по их контурам;

б) распределить изображения предметов по их реальной величине;

в) назвать перечёркнутые изображения;

г) выделить предметные изображения, наклонные друг на друга.

2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?» (дети запоминают последовательность и их расположение). Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

3. Формирование пространственных представлений. Определение пространственных соотношений предметов находящихся сбоку: «Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

4. Развитие зрительного анализа и синтеза:

а) на фоне контурных изображений предметов найти спрятавшиеся буквы;

б) дописать букву например;

в) сравнит одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

г) найти букву среди ряда других букв;

д) реконструирование букв наложенные друг на друга.

Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приёмами направленными на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Предлагаемое мною время проведения речевых гимнастик в начале урока, в виде интеллектуальных физ. минуток.

Категория: Логопедия
11.01.2020 19:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!