СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационные формы и методы социальной адаптации подростков с легкой умствен-ной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной проблемой умственно-отсталых подростков является трудность их социальной адаптации, т.к. умственная отсталость обусловлена нарушениями интеллектуальных функций, ущербностью эмоционально-волевой сферы, низкой работоспособностью, быстрой истощаемостью. Подростки с легкой умственной отсталостью могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей в школах – интернатах VIII вида, а так же быть адаптированы при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность в работе социального педагога.

Исследование, проведенное в школе-интернате, показало, что на момент проведения диагностики существовал круг проблем, основным из которых явилась проблема социальной адаптации умственно-отсталых подростков к условиям жизнедеятельности. Основной акцент следует сделать на организацию социально-бытовой подготовки детей с ограниченными возможностями, направленную на практическую подготовку их к самостоятельной жизни, на повышение уровня развития, культурного поведения в быту, привитие санитарно-гигиенических навыков. Полученные результаты исследования привели нас к необходимости разработки программы по социальной адаптации умственно-отсталых подростков к условиям жизнедеятельности.

Для решения указанной проблемы совместно с воспитателями школы-интерната была разработана и реализована программа по социальной адаптации детей.

Цель программы: социальная адаптация обучающихся – подростков школы-интерната к условиям жизнедеятельности.

Задачи: организовать работы по повышению уровня воспитанности, помочь обучающимся в обретении культуры общения, развивать деловые и нравственные отношения между обучающимися, вырабатывать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, формировать положительный мотив учения, уметь разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации, создать условия для реализации обучающегося и его окружения в решении проблем социальной жизни, профориентация, отказ от иждивенческих позиций.

Перечень приоритетных мероприятий: индивидуальная работа с обучающимися, проведение классных часов, внеклассные мероприятия: предметные кружки, конкурсы сказок, стихотворений, художественной самодеятельности; спортивные кружки (теннис, шашки, волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, лыжи); проведение информационных часов; участие в соревнованиях, проводимых в школе, внешкольные мероприятия, проводимые в районе: конкурс рисунков, выставка поделок, смотр художественной самодеятельности.

Ожидаемые результаты: повышение уровня воспитанности, овладение обучающимися навыками культурного общения, развитие деловых и нравственных отношений между обучающимися, овладение обучающимися способами ведения здорового образа жизни, формирование положительного мотива учения, овладение умениями разрешать возникшие проблемные ситуации, создание условий для реализации обучающегося и его окружения в решении проблем социальной жизни, ознакомление с современными видами трудовой деятельности, профпросвещение.

Программа составлялась на учебный год в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя разработку плана по социальной адаптации обучающихся – август.

Основной этап включает в себя: организацию работы по повышению уровня воспитанности; развитие деловых и нравственных отношений между обучающимися; развитие навыков культурного общения; выработку сознательного отношение к укреплению своего здоровья; создание условий для осознания обучающимися здоровья как ценности; развитие умения организовать умственный труд обучающегося; формирование положительного мотива учения; создание условий для развития познавательных интересов обучающихся; умение разрешать возникшие проблемные жизненные ситуации; создание условий для реализации обучающегося и его окружения в решении проблем социальной жизни – сентябрь – май.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов реализации данной программы; обсуждение результатов на методических объединениях, педагогических советах.

Механизм реализации. Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, правовое, художественно-эстетическое, трудовое, экологическое воспитание, воспитание здорового образа жизни.

1. Проводились занятия по тестированию обучающихся с целью изучения уровня социальной адаптации;

2. были проведены ряд классных часов, посвященных проблеме осознанного выбора профессии: «Хочу, могу, надо», «Марафон профессий»; «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»;

3. сюжетно-ролевые игры: «Судим пагубные привычки», «Курить - здоровью вредить», «Что? Где? Когда?» о вреде табакокурения, пьянства и наркомании;

4.уроки «Деловая письменная речь»;

5.беседы «Права и обязанности», «Правовой час», турнир «Знатоки права»;

6.соревнование «Я выбираю здоровье»;

7.тренинг «Наркомания – знак беды»;

8.презентация «Конвенция о правах ребенка»;

9.литературные вечера « В гостях у дедушки К.И. Чуковского», «По дорогам сказок»;

10.индивидуальные и групповые беседы, консультации с детьми, нуждающимися в социально-педагогическом патронаже на темы «Мои каникулы», «Я и школа», «Мой внутренний мир», « Итоги полугодия», «Моя успеваемость», «Мои перспективы», «Безопасность в доме», «Будь вежлив» о правилах поведения в общественных местах, об ответственности за правонарушения. Основное назначение этих бесед – составление перспективного плана работы с умственно-отсталыми детьми для оказания им своевременной помощи и поддержки;

11.День здоровья - «Вредным привычкам скажем «Нет»- по программе «Здоровый образ жизни»;

12.посещение циркового представления Московского цирка, выставок краеведческого музея;

13.Праздник «День защиты детей»;

14.Регулярно инструктируются дети о правилах поведения в группе, на занятиях кружка, посещения предприятий и учреждений, спортивных секций, бани;

15.Ежедневная работа с умственно-отсталыми детьми по циклограмме занятий еженедельно по календарно-тематическому плану:

в понедельник «Деловая игра» по социально-бытовой ориентировке,

во вторник «Познай себя» о культуре поведения,

в среду «Внеклассное чтение»,

в четверг «День здоровья» о личной гигиене,

в пятницу «Экология» и « Правоведение»,

в субботу «Домоведение» - практическое самообслуживание в стирке, чистке, глажении, мелком ремонте одежды и генеральная уборка в бытовых комнатах, лестничной клетке интерната, наведение порядка в спальной комнате,

в воскресение – Клуб выходного дня с игровыми программами, конкурсами и сюрпризными моментами для присутствующих в телезале разновозрастных ребят;

ежедневный общественно-полезный труд на прикрепленном участке территории школы-интерната с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда; дежурство по столовой (сервировка стола, раздача блюд), интернату и школе с целью развития социально-бытовых и трудовых навыков;

16.Соблюдение режимных моментов, личной гигиены;

17.День именинника (для тех, кто родился летом, осенью, зимой и весной);

18.Занятия по пятницам в спортивной секции; по средам в кружке «Волшебный клубок», по вторникам «Умелые руки» в подростковом клубе «Радуга»;

19.Экскурсии на предприятия торговли, реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями КЦСОН, Пенсионный Фонд РФ, сбербанк, почту, Центр занятости населения.

20.Участие в работе круглого стола по вопросам профессиональной занятости и трудоустройства инвалидов с участием заместителя главы Администрации района и города по социальным вопросам, специалистов Пенсионного Фонда РФ, Центра занятости населения, Управления труда и социальной защиты населения, взрослых инвалидов и обучающихся 7-10 классов школы-интерната.

Школа-интернат (помимо семьи, СМИ, окружения личности) выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.

Вся система учебно-воспитательной работы в школе-интернате направлена на педагогическую, психологическую и социальную реабилитацию и создает условия для адаптации наших воспитанников. Процесс адаптации осуществляется в различных видах деятельности и затрагивает все стороны жизни детей. В зависимости от направленности адаптационно-развивающих мероприятий процесс адаптации мы подразделяем на следующие виды: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-культурную, адаптивную физическую культуру, обучение компьютерной грамотности и социально-профессиональную адаптацию. Следует учитывать, что умственно отсталые подростки отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников. Известно, что в целом процесс адаптации подростков к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием подростка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.

Адаптивные возможности умственно отсталого подростка ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к обучающемуся, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей умственно отсталых подростков (средства передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает подростка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого подростка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности подростка.

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию умственно отсталых подростков и интеграцию их в общество.

8. Нахождением умственно отсталого подростка в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию умственно отсталых подростков, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, умственно отсталые подростки могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Особенности социализации проявляются у умственно отсталых подростков на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение умственно отсталых подростков в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания умственно отсталых подростков в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Некоторые замыкаются в себе, другие никак не могут расстаться со своим «я». Поэтому с первых шагов мы учим их жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне социальной адаптации воспитанника дают представление его рабочая квалификация, характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому в связи с этим у умственно отсталых подростков важным является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков, каким является деловое общение. Деловое общение способствует расширению и углублению знаний обучающихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом – повышению самостоятельности детей. Воспитанники испытывают затруднения при общении с окружающими. У них не достаточно развита инициатива в общении. Легче они вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Но и в том и в другом случае дети испытывают смущение, страх что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Поэтому, мы стараемся чтобы дети, получая какие – либо знания применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, что подростки с охотой сначала пропустят в класс или в школу старшего, а потом зайдут сами. Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых школьники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими на деловой основе.

При проведении экскурсий необходимо обратить внимание на следующие моменты: 1. Умеют ли дети вступать в контакт; начать разговор с собеседником; правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.

2. Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;

3. Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.

При организации общения с окружающими людьми нужно оказывать необходимую помощь. Перед контактом необходимо выяснить, что нужно узнать ученику: «Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе ведения диалога мы побуждаем детей к получению недостающих сведений. Необходимо учить школьника принимать правильное решение с учетом условий окружающий обстановки. Например, ребенок отправляет письмо родителям, сам затрудняется написать адрес, обращается к учителю или воспитателю с просьбой написать адрес, но учитель или воспитатель просит ученика самому справиться с заданием, найдя нужный адрес на конверте, в котором он получил письмо.

Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы: столовая, прачечная, медпункт, библиотека, гараж, овощехранилище, складские и подсобные помещения. Например, при посещении медпункта, нужно не только обращать внимание школьников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими навыками. При посещении прачечной, пусть ребенок посоветуется как, например, избавиться от пятен на брюках или другой одежде. И по возможности выведет их сам. Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении столовой, дети не только узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят, но и спросили: «Как заварить чай?» После проведенных экскурсий необходимо на практике закрепить полученные знания, отметить положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин. Перед этими экскурсиями необходимо проговорить вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий.

Хочется остановиться на методах обучения социально – бытовой ориентировке. В педагогике различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с умственно отсталыми подростками ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения и воспитания.

На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и так далее при прохождении тем на внеклассных занятиях такие как: «Уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями», дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды. Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.

Большое значение в социальной адаптации умственно отсталых подростков имеет обучение их обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых.

Социально-средовая адаптация включает в себя обучение детей ориентироваться и адекватно вести себя в различных социумах: в магазинах, на почте, в транспорте, в поликлинике. Осуществляется во время прогулок, учебных экскурсий, на уроках и занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию речи. Для круглосуточного пребывания воспитанников имеется спальный корпус в интернате, малый спортивный зал, пионерская комната, гостиная, игровая, зал ЛФК, кабинет психолога, два телезала (для малышей и старшего возраста), санитарно-гигиеническая комната для девочек, библиотека, подсобные помещения (баня, прачечная).

Социально-трудовая адаптация в нашей школе-интернате имеет свои традиции. Дети овладевают основами профессионального труда. На уроках и занятиях по хозяйственно-бытовому труду и самообслуживанию умственно отсталые подростки овладевают элементарными знаниями и навыками бытового, общественно-полезного и сельскохозяйственного труда. Дети совершенствуют свои умения и овладевают основами профессионального труда по специальностям: столярно-слесарного, парикмахерского, картонажно-переплетного, кулинарного, штукатурно-малярного, швейного дела, растениеводства, пчеловодства. В школе-интернате имеется огород в 2 га, гараж, складские помещения. В трудовой мастерской наши воспитанники овладевают приемами профессиональных работ. С 8-го класса идет активная подготовка детей к самостоятельной жизни, в связи с чем весь образовательный процесс носит ярко выраженную трудовую направленность. В зависимости от возможностей обучающихся происходит их ориентация на посильную для них профессиональную деятельность.

Социально-психологическая адаптация занимает очень большое место в системе социальной адаптации и является основой нашей коррекционной работы. Работа в этом направлении подразумевает развитие всех психических процессов, развитие личности, формирование и развитие межличностных отношений, совершенствование коммуникативных навыков. Работают в данном направлении психолог и два социальных педагога.

Социально-педагогическая адаптация предполагает формирование y детей способности к усвоению учебного материала, определяемого специальными программами обучения по проекту образовательных программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой и учебному базисному плану, по башкирскому языку по программе З.Г.Нафиковой, Ф.Г.Азнабаевой «Искра» во 2-ом классе, начиная с 3-го по 10-й класс программа по башкирскому языку и литературе для учащихся I-XI классов школ с русским языком обучения под редакцией Тикеева Д.С., Тулумбаевой Х.А. Уроки и занятия проводятся в 16-ти учебных кабинетах в доступной форме c использованием элементов тренинга, деловых и ролевых игр, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, применяются современные технические средства обучения. В школе-интернате оборудован компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами. Школа-интернат имеет высокоскоростной доступ в интернет. Мультимедийные проекторы и интерактивные доски активно используются при проведении занятий. Оснащен и кабинет логопедии, цель работы логопеда - чтоб ребенок заговорил.

В рамках социально-культурной адаптации проводятся фольклорные и спортивные праздники, вечера отдыха. Организована работа кружков музыкально-хореографического, декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности, вязания. Школа-интернат тесно сотрудничает с подростковыми клубами «Прометей, «Радуга», активно принимают участие в конкурсах районных и республиканских уровней. Работы наших детей представлены на многих конкурсах, выставках и пользуются неизменным успехом. Детскими работами украшен интерьер нашего интерната.

Школа-интернат, располагает двумя спортивными залами, спортивной площадкой по волейболу, футбольным полем, кабинетом для занятий ЛФК, столовой на 120 посадочных мест, медицинским блоком с полным набором помещений и изолятором, физкабинетом, в котором имеется необходимая аппаратура.

Комплексная реабилитация умственно отсталых подростков в условиях, созданных в школе-интернате, позволяет включать детей во все социумы и структуры, предназначенные для здоровых детей.

Таким образом, социальная адаптация умственно отсталых обучающихся в нашей школе заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной, трудовой, морально-волевой (психологической), физической готовности.

Позитивные изменения после реализации программы очевидны. Для дальнейшего развития детей с отклонениями в развитии необходимо продолжить работу по данной программе, инновационный потенциал которой состоит в повышении уровня социальной компетентности обучающихся, т.е. способности воспитанников успешно действовать на основе полученных знаний и умений.

Категория: Всем учителям
31.10.2015 20:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!