СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3 ч).
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Способы получения и переработки информации (3 ч).
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых программ.
Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».
4. Исследовательская работа (6 ч).
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 6. Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
5. Публичное выступление (2 ч).
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.
6. Итоговая конференция (2 ч)
Обсуждение и отчет
Планирование научно-исследовательской деятельности на новый учебный год.
Выбор тематики исследования.
Планирование.
6. Критерии оценки исследовательских работ
От 0 до 5
7. Учебно-методический комплекс
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. 2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52. 4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112. 5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003. 6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004. 7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20. 8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1990. 9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. 10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. 11. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. 12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and Settings/User/Local Settings/Temporary Internet Files/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm 13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004.№ 3. 14. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124. 15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Дополнительная
Рекомендуемые технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
4. Медицина: Биохимия. Физиология. Медицинская генетика. – ИД «Равновесие», 2005
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
5. 1С: Образовательная коллекция. Органическая химия 10–11-й классы. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
6. Биология в школе. Жизнедеятельность животных. – ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
7. Электронное учебное издание. Биология 9-й класс. – ООО «Дрофа», 2005, ООО «Физикон», 2005
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
8. Открытая биология. Д.И. Мамонтов. – ООО «Физикон», 2005
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
9. Учебное электронное издание. Экология. – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
10. Энциклопедия комнатных растений. Россия. Каменев С.Ю. – 2004
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
11. Мультимедийное учебное пособие нового поколения. Биология. Анатомия и физиология человека. 9-й класс. – ЗАО «Новый диск», 2003
Способы получения и переработки информации. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Создание компьютерной презентации
Приложение 2. Использование каталогов и поисковых систем
Российские каталоги:
http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета. http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование». http: //school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
Поисковые системы
http: // www. Rambler.ru
http: // www.yandex.ru
http: // www.aport.ru
http: //
© 2020, Полосуев Юрий Александрович 272