Особенности использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе

Особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста отводит Прессман Л.П., так как она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Современный учитель должен быть готов к реализации ведущей цели образования – развитию человека как субъекта собственной стратегии жизни, к проектированию педагогического процесса на основе полилога, диалога, общения, мыследеятельности, смыслотворчества. Реализация большинства поставленных перед системой общего образования Российской Федерации задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Внедрение в образовательный процесс интерактивных средств обучения позволяет активизировать учебную деятельность и повысить результативность процесса обучения в целом, способствует развитию самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности школьников, повышению их познавательного интереса.

Сегодня педагоги работают в условиях новых образовательных стандартов, где достаточно серьезное внимание уделяется овладению обучающимися навыками исследовательской деятельности, формированию их информационной культуры, развитию учебного сотрудничества. Большую помощь в этой работе может оказать овладение инновациями обучения, использование в учебном процессе образовательных интерактивных средств обучения. Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

  • управление объектами на экране с помощью мыши;
  • линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
  • иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
  • диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если приспособлена к мгновенному информационному представлению;
  • обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
  • конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
  • рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований.

В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Использование интерактивных средств обучения дает возможность:

    • повысить у обучающихся интерес к предмету;
    • подготовить к самостоятельному усвоению материала;
    • овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
    • интеллектуально развивать обучающихся;
    • подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
    • расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение коммуникативного опыта;
    • повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

Процесс обучения сегодня немыслим без разнообразного и широкого применения интерактивных средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний обучающихся.

Применение интерактивных средств обучения позволит учителю:

̶ повысить уровень визуализации учебного материала;

̶ разнообразить методы и приемы работы с классом;

̶ проводить фронтальную и групповую работу с обучающихся;

̶ строить предметный диалог с учениками;

̶ снизить затраты (материальные и интеллектуальные) на организацию и проведение занятий;

̶ способствовать росту качества образования.

Позитивное влияние оказывает применение интерактивных средств обучения и на учителя – они позволяют ему раскрыть свой творческий потенциал, чему служат:

– проведение практических и лабораторных занятий в форме самостоятельной работы за компьютерами (за учителем остается роль руководителя и консультанта);

– быстрый, эффективный и беспристрастный контроль знаний обучающихся, определение содержания и уровня сложности заданий;

– индивидуализация заданий, особенно в части домашних и контрольных заданий.

Вхождение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Понимание того, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая цель – повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Таким образом, использование интерактивных средств обучения всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Использование интерактивных средств обучения в работе с младшими школьниками дает большой спектр возможностей для педагога: минимальные затраты времени на подготовку учебного занятия, возможность повысить интерес к предмету, повысить разнообразие методов и форм работы на уроке. На практике информатизация образования невозможна без использования средств информатизации образования, к которым по праву относятся и интерактивные средства обучения.

22.02.2018 18:04


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас