СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования интерактивных средств при обучении биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

ПОТАПКИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГОРЮНОВА ЯНА ГЕННАДЬЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

[email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование, интерактивность, мультимедиа, обучение, информационные технологии.

АННОТАЦИЯ: Представлена информация о информационным технологиям обучения, целях использования ИКТ. Представлена классификация интерактивных средств обучения. Выделены возможности применения интерактивных средств обучения на уроках биологии.

FEATURES THE USE OF INTERACTIVE TOOLS IN TEACHING BIOLOGY

POTAPKIN EVGENY NIKOLAEVICH

GORYUNOVA YANA GENNADYEVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

KEY WORDS: education, interactive, multimedia, training, information technology.

ABSTRACT: Presents information on information technology training, use of ICT. The classification of interactive learning tools. The possibilities of application of interactive learning tools for biology.

Информатизации затронула все сферы жизни общества, приоритетное значение имеет использование информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Для вывода образования на качественно новый уровень нужно увеличить эффективность труда преподавателей с помощью информационных технологий.

Информационные технологии обучения представляют собой приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса [3].

Первая цель использования ИКТ при обучении биологии – развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. Эта цель реализуется через:

– развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

– развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

Второй целью выступает реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. Эта цель находит свое выражение в подготовке обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

Третья цель определяется мотивацией учебно-воспитательного процесса предусматривающей:

– повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

– выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Образовательный процесс в современной школе характеризуется противоречием между восприятием, усвоением содержания школьных предметов и формами его организации, ориентированной, как правило, на полный класс. Сущность проблемы сводится к рациональному сочетанию массового обучения и индивидуальной подготовки школьников [2].

Можно выделить следующие разновидности интерактивных информационных технологий, используемых в преподавании учебных предметов:

  • технологии мультимедиа;
  • технологии гипертекстового представления информации
  • технологии, использующие интерактивное оборудование (электронные доски)
  • технологии создания презентаций;
  • технологии видеоконференцсвязи;
  • интерактивные образовательные комплексы.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как ученики получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуаль­ного эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала. И актуальность применения интерактивных средств будет только возрастать с увеличением ассортимента разрабатываемых информационных средств обучения, так как это позволяет сделать уроки нетрадиционными, яркими, насыщенными, наполняя их содержание знаниями из других предметных областей, превращающих предмет из объекта изучения в средство получения новых знаний. Об уровне информатизации любого учебного заведения уже судят не по числу компьютерных классов, а по числу интерактивных досок. Отечественному образованию сегодня уже необходимы интерактивные кабинеты [1].

Итак, влияние этих средств на ученика, по нашему мнению, выражается в:

  • повышении познавательного интереса к предмету;
  • росте успеваемости учащихся по предмету;
  • проявлении учащего на уроке в новой для себя роли;
  • формировании навыков реальной самостоятельной и, что самое главное, продуктивной деятельности;
  • создании ситуаций успеха для каждого ученика.

Использование учителем интерактивных средств, при обучении биологии позволяет:

  • существенно экономить время на уроке;
  • добиться необходимой глубины погружения в материал;
  • сформировать повышенную мотивацию обучения;
  • реализовать на практике интегративный подход в обучении;
  • одновременно и эффективно использовать аудио-, видео- и мультимедиа материалы;
  • осуществить формирование коммуникативной компетенции учащихся, поскольку ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при его подготовке;
  • привлечь разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Список использованных источников

  1. Вострокнутов, И. Е. Создание интерактивного кабинета // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи» / И. Е. Вострокнутов. –М., 2009. С. 90-91.
  2. Мукушев, С. Б. Психолого-педагогические аспекты создания и исполь­зования информационных средств обучения // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи» / С. Б. Мукушев. –М. 2009. С. 18-19.
  3. Полат, Е. С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров.–М. Издательский центр "Академия". –2003. –272 с.

Категория: Всем учителям
13.02.2017 18:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!