СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка достижений обучающихся на основе компетентностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в образовании остро стоит проблема разработки принципов и методологии оценивания учебных достижений учащихся, в том числе и в области компьютерных дисциплин. Вызвана эта проблема тем, что традиционная для нашего образования система оценки знаний учащихся недостаточно объективна и в полной мере не даёт полной информации о достижениях учащихся, о причинах ошибок, недостатков в их деятельности. Зачастую оценивается не компетентность учащегося в данной области, а только сумма знаний по предмету на последнем этапе обучения, когда внести изменения уже невозможно. Поэтому необходима пошаговая система контроля учебных достижений учащихся на всех этапах обучения.

Оцениванию принадлежит главная роль в регулировании, коррекции и управлении обучения. Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на этапе окончания программы. Нельзя упускать из вида и стимулирующей роли оценки. Однако, главная функция оценивания - анализ процесса и обратная связь, которые позволяют выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок. Очевидно, что в этом случае необходимым становится объективность оценки.

При обучении учащихся мы ориентируемся на основные постулаты компетентностного подхода, а именно:

  • усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности учащихся и активизация учеников в процессе обучения, это значит, что ученик должен сам искать, исследовать, строить своё знание;
  • обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности. Важно не только знакомить учащихся с различными видами оценочной деятельности, но и включить их в неё, ставить в ситуацию оценки и самооценки, показывать значимость самооценки для саморазвития и самосовершенствования;
  • ориентация на саморазвитие личности. Создание условий для проявления самостоятельности и творчества учеников в решении предложенных задач, а также возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения.

Под активными методами обучения (Г.П.Щедровицкий) понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет гораздо более пассивную роль.

В настоящее время учителя на уроках информатики стараются применять следующие активные методы обучения:

  • практический эксперимент;
  • метод проектов (форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую направленность;
  • мозговой штурм (групповые обсуждения, направленные на генерацию новых идей, стимулирующие творческое мышление каждого участника);
  • деловые (выработка определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности) и ролевые игры (целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью);
  • баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники);
  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ.

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную. Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.

В процессе обучения учащиеся на уроках информатики:

  • осваивают новые виды и способы деятельности,
  • приобретают собственный опыт оценивания,
  • учатся коммуникативной культуре: умению сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать решения,
  • включаются в самостоятельный поиск информации, используя обширные возможности сети Интернет; и т.д.

Для осуществления компетентностного подхода в обучении очень важно постоянно включать учащихся в оценочную деятельность.

Учеников необходимо научить:

  • четко представлять уровень своей подготовки к занятию, степень понимания изученного материала, свои коммуникативные навыки,
  • оценивать работу одноклассника, используя различные формы оценки (формальная и неформальная),
  • предвидеть последствия своего решения и готовность нести за него ответственность,
  • использовать различные оценочные шкалы и приводить их к единому эквиваленту.

Организация обучения на основе компетентностного подхода позволяет учащимся не только иметь образовательный результат, но и видеть динамику личного роста.

Категория: Всем учителям
24.05.2017 18:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП