СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Название проекта: «Портфолио семьи».
Тип проекта: педагогический.
Автор: Худайбердиева Н.М, учитель русского языка и литературы
Целевая группа: семья Яшмановых
Масштаб проекта: краткосрочный (5 месяцев)
Актуальность темы
Знаковое явление времени – потеря осознания людьми значимости семьи и семейных ценностей. Даже называясь семьёй, люди внутри неё часто разобщены, не имеют общих интересов и целей, не представляют себе ближайшего будущего, пессимистически смотрят вперёд. Внешне благополучные семьи сталкиваются с предательством, изменами, конфликтами, возникающими, казалось бы, из ничего. Любая семья проходит нелёгкий период подросткового отрицания, но в некоторых семьях этот период становится всего лишь малоконфликтным и безболезненным осознанием ребёнком самого себя и своей новой роли, а в других – бунтом и конфликтным уходом из дома. Учащиеся 5 класса вступают в подростковый период, и чтобы сгладить и облегчить трудности этого нелёгкого перехода к взрослости, родителям нужно как никогда сориентировать детей на самые значимые ценности: любовь, понимание, семья.
Данной цели может способствовать наличие общего дела, которое создаст условия для внутреннего диалога в семье, диалога ума и сердца, что поможет глубже узнать друг друга, предотвратит разочарование, вызванное непониманием близких, будет способствовать конструктивному взаимодействию, движению вперёд. Этот опыт поможет сориентировать детей на уважение семьи и семейных ценностей.
Портфолио семьи – это пакет документов, папка, содержащая сведения о семье, её успехах, увлечениях, продуктах деятельности; форма накопительной самооценки, механизм саморазвития семьи.
Участие в смотре-презентации является добровольным делом семьи.
Предмет исследования - семья
Проблема: недостаточный уровень интереса детей к нравственно- духовным и семейным ценностям, созданный предками; низкая организационная и творческая активность родителей; подмена родителями семейных ценностей на финансовую обеспеченность семьи.
Цель создания портфолио - способствовать сплочению семьи, создать условия для самоизучения, самовоспитания и саморазвития семьи.
Задачи: 1.изучение каждым членом семьи себя и своей роли в семье;
2.обобщение опыта семейного воспитания, жизненного уклада семьи;
3.согласование представлений о жизненных ценностях и путях развития семьи;
?
Гипотеза: портфолио семьи поможет понять значимость семейных ценностей
Методы: анкетирование, изучение литературы, сбор информации
?
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный. Цель: выявление проблемы, разработка содержания проекта, создание условий для его реализации.
II этап – основной (деятельностный)
Цель: обучение ребёнка и родителей с целью повышения компетенции по этой проблеме, апробация и внедрение портфолио в работу с родителями, разработка структуры и содержания.
III этап – заключительный (аналитический)
Цель: анализ итогов работы, презентация портфолио семьи.
Стратегия и механизмы реализации:
Чтобы портфолио достигло своей цели нужно соблюдать ряд условий:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т.д.)
- накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени.
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Портфолио содержит информацию о семье, стимулирует родителей школьника задуматься над собой, своими поступками, удачами и неудачами, формирует рефлексивные способности отцов и матерей.
Портфолио заполняется родителями на занятиях в семейном клубе, в семейном кругу или самостоятельно. По окончании учебного года в клубе родители отвечают на вопрос: что мне и моей семье дает работа с портфолио?
Портфолио лучше всего использовать при проведении праздника «День семьи». Для активизации родителей в работе с портфолио семьи проводить конкурс на лучшую страницу портфолио, на лучшее его оформление.
Основным содержанием портфолио семьи является информация о семье, её истории, интересах, достижениях, ценностях, перспективах. Содержание и структура портфолио определяются родителями совместно с педагогическим коллективом. В структуру портфолио могут входить следующие составлющие.
Правила заполнения и использования.
Портфолио является результатом совместной работы всей семьи, при этом рекомендуется для реализации принципа демократичности первоначально выполнять каждый этап самостоятельно каждым членом семьи, а затем согласовывать и объединять разные позиции.
Каждая семья вправе выбирать по своему усмотрению объём участия в заполнении каждого раздела и виды деятельности.
Презентация портфолио семьи происходит на заседаниях «Круглого стола», участниками которого являются учащиеся 6 класса, все желающие родители класса, учителя. Оценивание работ осуществляется выбранным жюри в составе 3 человек, представляющих незаинтересованных учителей, родителей, учащихся. Оцениваются положительные стороны представленных портфолио, каждая семья награждается за позитивные результаты своего творчества. Места не присуждаются.
Семьи совместно с педагогическим коллективом определяют очерёдность заполнения и сроки представления разделов портфолио.
Рекомендуемые сроки представления:
Портфолио является собственностью семьи, хранится в семье. Использование его посторонними лицами разрешается только с разрешения членов семьи.
Трудности при работе над проектом
?
?
Результат проекта – создание семейного портфолио.
?
Положительные стороны проекта
1.У детей формируется большее уважение к своему роду, семье, поскольку они воочию убеждаются в её уникальности, своеобразии и начинают чувствовать себя продолжателями традиций семьи. Кроме того, общественный интерес к их семье возвышает своих родных в глазах детей.
2.Дети занимаются исследовательской деятельностью и учатся презентовать свои находки, что формирует 3 ключевых компетентности: информационную, коммуникативную и самоорганизационную.
3.Происходит интеграция с учебными предметами:
4.Родословная оживляет науку историю, грамотное построение текстов невозможно без филологии, графически выстроить информацию можно будет с помощью математики и информатики, эстетично оформить идеи помогут знания, полученные на уроках ИЗО.
5.Происходит духовно-нравственное развитие учащихся. А не это ли есть наша главная цель как педагогов.
Критерии оценки:
Контроль за реализацией проекта и оценка его результативности осуществляется по критериям в соответствии с целями и задачами проекта.
Количественно: вовлечение максимально количество участников (активных и пассивных) в реализацию проектной деятельности.
Качественно: творческая презентация портфолио на празднике «День семьи», конкурсы страничек и т.д.
Трансляция опыта:
Дальнейшее развитие проекта:
Использование опыта педагогами ОУ
Рекомендуемые сроки представления:
Этап |
Формы работы |
Ответственный |
Подготовительный (ноябрь – декабрь 2012г) |
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья». Беседы на темы: «Моя дружная семья». «Обрести истинный смысл жизни». «Мой дом, моя семья». «Быть хорошим – что это значит?». «О счастье». Сбор семейных фотографий, реликвий, видеоматериалов. Записи рассказов, интервью о прошедшем празднике. Интересные вещи, экспонаты с пояснительными записками. Воспоминания старших членов семьи. Рекомендации, советы, памятки; анкетирование. |
Классный руководитель |
Основной (деятельностный) (январь – февраль 2013 г) |
Выбор составляющих частей для каждого раздела. Составление визитной карточки семьи. Составление таблиц-схем «Моя родословная». Создание толкового словаря «Словарь семейного счастья». Увлечения, достижения, профессиональный рост детей, родителей. Грамоты, благодарности членов семьи. Фотографии постройки дома, дачи, качелей, цветника и др. Итоги достижения семьи за год (за месяц). Семейные мечты и планы. ? |
Классный руководитель, учащийся, родители |
Заключительный (аналитический) (март 2013 г.) |
Обсуждение и анализ. Презентация портфолио семьи |
Родители, учащийся |
?
?
Литература:
1.
2. Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г.
3.Леденев В.Д. Метод проекта в образовательной практике. М; 2002г. 4.Пахомова С.Ю. Педагогическое проектирование в образовательной практике. М; 2001г.
5.Имакиев В.Р. Культурно-ценностное проектирование инноваций в образовании. Сборник в 2 частях; Пермь, 2003г.
© 2015, Худайбердиева Наталья Махматкуловна 2842