СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Портфолио семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название проекта: «Портфолио семьи».

Тип проекта: педагогический.

Автор: Худайбердиева Н.М, учитель русского языка и литературы

Целевая группа: семья Яшмановых

Масштаб проекта: краткосрочный (5 месяцев)

Актуальность темы

Знаковое явление времени – потеря осознания людьми значимости семьи и семейных ценностей. Даже называясь семьёй, люди внутри неё часто разобщены, не имеют общих интересов и целей, не представляют себе ближайшего будущего, пессимистически смотрят вперёд. Внешне благополучные семьи сталкиваются с предательством, изменами, конфликтами, возникающими, казалось бы, из ничего. Любая семья проходит нелёгкий период подросткового отрицания, но в некоторых семьях этот период становится всего лишь малоконфликтным и безболезненным осознанием ребёнком самого себя и своей новой роли, а в других – бунтом и конфликтным уходом из дома. Учащиеся 5 класса вступают в подростковый период, и чтобы сгладить и облегчить трудности этого нелёгкого перехода к взрослости, родителям нужно как никогда сориентировать детей на самые значимые ценности: любовь, понимание, семья.

Данной цели может способствовать наличие общего дела, которое создаст условия для внутреннего диалога в семье, диалога ума и сердца, что поможет глубже узнать друг друга, предотвратит разочарование, вызванное непониманием близких, будет способствовать конструктивному взаимодействию, движению вперёд. Этот опыт поможет сориентировать детей на уважение семьи и семейных ценностей.

Портфолио семьи – это пакет документов, папка, содержащая сведения о семье, её успехах, увлечениях, продуктах деятельности; форма накопительной самооценки, механизм саморазвития семьи.

Участие в смотре-презентации является добровольным делом семьи.

Предмет исследования - семья

Проблема: недостаточный уровень интереса детей к нравственно- духовным и семейным ценностям, созданный предками; низкая организационная и творческая активность родителей; подмена родителями семейных ценностей на финансовую обеспеченность семьи.

Цель создания портфолио - способствовать сплочению семьи, создать условия для самоизучения, самовоспитания и саморазвития семьи.

Задачи: 1.изучение каждым членом семьи себя и своей роли в семье;

2.обобщение опыта семейного воспитания, жизненного уклада семьи;

3.согласование представлений о жизненных ценностях и путях развития семьи;

?

Гипотеза: портфолио семьи поможет понять значимость семейных ценностей

Методы: анкетирование, изучение литературы, сбор информации

?

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный. Цель: выявление проблемы, разработка содержания проекта, создание условий для его реализации.

II этап – основной (деятельностный)

Цель: обучение ребёнка и родителей с целью повышения компетенции по этой проблеме, апробация и внедрение портфолио в работу с родителями, разработка структуры и содержания.

III этап – заключительный (аналитический)

Цель: анализ итогов работы, презентация портфолио семьи.

Стратегия и механизмы реализации:

Чтобы портфолио достигло своей цели нужно соблюдать ряд условий:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т.д.)

- накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени.

    • Одно из условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен поместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать этого не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
    • Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал и т.д.)

Портфолио можно разделить на несколько видов.

  1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает подростков. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  2. Печатный портфолио - одно из самых традиционных. Создается в виде папок, картотек.

Портфолио содержит информацию о семье, стимулирует родителей школьника задуматься над собой, своими поступками, удачами и неудачами, формирует рефлексивные способности отцов и матерей.

Портфолио заполняется родителями на занятиях в семейном клубе, в семейном кругу или самостоятельно. По окончании учебного года в клубе родители отвечают на вопрос: что мне и моей семье дает работа с портфолио?

Портфолио лучше всего использовать при проведении праздника «День семьи». Для активизации родителей в работе с портфолио семьи проводить конкурс на лучшую страницу портфолио, на лучшее его оформление.

Основным содержанием портфолио семьи является информация о семье, её истории, интересах, достижениях, ценностях, перспективах. Содержание и структура портфолио определяются родителями совместно с педагогическим коллективом. В структуру портфолио могут входить следующие составлющие.

Правила заполнения и использования.

Портфолио является результатом совместной работы всей семьи, при этом рекомендуется для реализации принципа демократичности первоначально выполнять каждый этап самостоятельно каждым членом семьи, а затем согласовывать и объединять разные позиции.

Каждая семья вправе выбирать по своему усмотрению объём участия в заполнении каждого раздела и виды деятельности.

Презентация портфолио семьи происходит на заседаниях «Круглого стола», участниками которого являются учащиеся 6 класса, все желающие родители класса, учителя. Оценивание работ осуществляется выбранным жюри в составе 3 человек, представляющих незаинтересованных учителей, родителей, учащихся. Оцениваются положительные стороны представленных портфолио, каждая семья награждается за позитивные результаты своего творчества. Места не присуждаются.

Семьи совместно с педагогическим коллективом определяют очерёдность заполнения и сроки представления разделов портфолио.

Рекомендуемые сроки представления:

Портфолио является собственностью семьи, хранится в семье. Использование его посторонними лицами разрешается только с разрешения членов семьи.

Трудности при работе над проектом

?

?

Результат проекта – создание семейного портфолио.

?

Положительные стороны проекта

1.У детей формируется большее уважение к своему роду, семье, поскольку они воочию убеждаются в её уникальности, своеобразии и начинают чувствовать себя продолжателями традиций семьи. Кроме того, общественный интерес к их семье возвышает своих родных в глазах детей.

2.Дети занимаются исследовательской деятельностью и учатся презентовать свои находки, что формирует 3 ключевых компетентности: информационную, коммуникативную и самоорганизационную.

3.Происходит интеграция с учебными предметами:

4.Родословная оживляет науку историю, грамотное построение текстов невозможно без филологии, графически выстроить информацию можно будет с помощью математики и информатики, эстетично оформить идеи помогут знания, полученные на уроках ИЗО.

5.Происходит духовно-нравственное развитие учащихся. А не это ли есть наша главная цель как педагогов.

Критерии оценки:

Контроль за реализацией проекта и оценка его результативности осуществляется по критериям в соответствии с целями и задачами проекта.

Количественно: вовлечение максимально количество участников (активных и пассивных) в реализацию проектной деятельности.

Качественно: творческая презентация портфолио на празднике «День семьи», конкурсы страничек и т.д.

Трансляция опыта:

Дальнейшее развитие проекта:

Использование опыта педагогами ОУ

Рекомендуемые сроки представления:

Этап

Формы работы

Ответственный

Подготовительный

(ноябрь – декабрь 2012г)

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья». Беседы на темы: «Моя дружная семья». «Обрести истинный смысл жизни». «Мой дом, моя семья». «Быть хорошим – что это значит?». «О счастье».

Сбор семейных фотографий, реликвий, видеоматериалов. Записи рассказов, интервью о прошедшем празднике. Интересные вещи, экспонаты с пояснительными записками.

Воспоминания старших членов семьи. Рекомендации, советы, памятки; анкетирование.

Классный руководитель

Основной (деятельностный)

(январь – февраль 2013 г)

Выбор составляющих частей для каждого раздела. Составление визитной карточки семьи. Составление таблиц-схем «Моя родословная».

Создание толкового словаря «Словарь семейного счастья». Увлечения, достижения, профессиональный рост детей, родителей.

Грамоты, благодарности членов семьи.

Фотографии постройки дома, дачи, качелей, цветника и др.

Итоги достижения семьи за год (за месяц).

Семейные мечты и планы.

?

Классный руководитель, учащийся, родители

Заключительный (аналитический)

(март 2013 г.)

Обсуждение и анализ. Презентация портфолио семьи

Родители, учащийся

?

?

Литература:

1. Как разработать педагогический проект edu-lider.ru

2. Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г.

3.Леденев В.Д. Метод проекта в образовательной практике. М; 2002г. 4.Пахомова С.Ю. Педагогическое проектирование в образовательной практике. М; 2001г.

5.Имакиев В.Р. Культурно-ценностное проектирование инноваций в образовании. Сборник в 2 частях; Пермь, 2003г.

    1. Визитная карточка:
        • данные о семье,
        • фотографии,
        • портрет семьи (психологический, деловой, хозяйственный, образный, гороскопный),
        • герб семьи,
        • значения имён и особенности их выбора,
        • анкеты, тесты.
    2. История семьи:
        • родословная или летопись семьи,
        • фотогалерея,
        • традиции семьи и их происхождение,
        • архивные документы или реликвии, передающиеся в семье из поколения в поколение,
        • газетные материалы о семье,
        • биография каждого члена семьи,
        • истории встреч и создания семей в роду,
        • семейные легенды.
    3. Увлечения и достижения семьи:
        • «Успехи» (необязательно какие-то выдающиеся, можно отметить умения, достигнутые за какой-то период, например водить машину, варить солянку и т.п.);
        • «Интересы»;
        • «Наши радости»;
        • «Карта путешествий семьи»,
        • «Школьные годы моих родителей и мои», предполагающий сравнительный анализ с использованием фактов, легенд, баек, фотографий.
      • Концепция развития семьи:
        • семейный договор, содержащий совместно принятые цели, обязательства, правила;
        • договоры с самим собой, содержащие самообязательства членов семьи;
        • прогноз на ближайшее будущее, 1-2 года, и на отдалённое будущее, через 10-15 лет, – какими будут ребёнок и родители, как изменятся их семейные роли и как они будут вести себя в новой роли, например тёщи или тестя, снохи или зятя, студента-холостяка или молодожёна и т.д.;
        • наказы родителей детям и наоборот, братьям и сёстрам друг другу;
        • письма самому себе будущему, письма папы/мамы – сыну/ дочке, бабушки/дедушки – внуку/внучке;
        • письма-благодарности родным;
        • «Словарь семейного счастья», который предполагает толкование самых важных для семьи понятий,
        • сочинение «Хорошо ли с нами людям», которое пишет один из членов семьи и рефлексивно дополняют другие.
      • Проблема неполных семей, тайны семьи, которые не хочется афишировать. Задача классного руководителя - максимально сгладить эти проблемы, перевести негатив в позитив, помочь создать портфолио, не затрагивая этих тем.
      • Интерес к проекту может пропасть, поэтому необходимо периодически стимулировать его, например, проводить ежегодный праздник "День семьи" с презентациями мини-проектов по отдельным разделам портфолио
      • Обобщение опыта работы.
      • Выступление на родительских собраниях.
06.08.2015 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!