СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему русские стихи, написанные за 100 лет до Пушкина, так сложно читать вслух?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная поэзия началась отнюдь не с Пушкина, хотя об этом сейчас многие стали забывать. У нашего великого классика были старшие современники - те самые учителя, которых он превзошел. Василий Жуковский, Гавриил Державин. Можно вспомнить замечательные басни Крылова, а можно углубиться в еще более раннюю эпоху, когда творили Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский.

Михаил Ломоносов

Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Это написано юным Михаилом Ломоносовым в 1743 году, более чем за полстолетия до рождения Пушкина. И это тоже русская поэзия с четким ритмом, точными рифмами, глубокими образами. А главное, вполне читаемая.

Однако если мы отмотаем назад еще несколько десятилетий, то ситуация изменится. Русская поэзия, которая существовала тогда, сегодняшнему читателю покажется очень странной.

Взять хотя бы Антиоха Кантемира, который в русскую литературу пришел в 1720-е годы. Фактически за сто лет до Пушкина. Он много писал, переводил псалмы, басни. Вплоть до Ломоносова считался главным русским поэтом. Процитируем вам фрагмент его стихотворения:

Почитаю здесь закон, повинуясь правам; Впрочем, волен я живу по своим уставам: Дух спокоен, ныне жизнь идет без напасти, Всякий день искоренять учась мои страсти И взирая на предел, так жизнь учреждаю, Безмятежно свои дни к концу направляю.

Антиох Кантемир

Вроде бы тут тоже размер соблюдается, есть рифмы, есть внятная мысль. Но вслух такое читать очень трудно, все время начинаешь спотыкаться, потому что ударения в строках периодически стоят совсем не там, где надо. Нам предлагается в словах "идет", "учась", "концу" делать ударным первый слог. Либо читать с нормальными ударениями, но тогда ритм получается какой-то ломаный.

И это не ошибка. Это закономерность.

Дело в том, что до Ломоносова и Тредиаковского русская поэзия придерживалась так называемого силлабического принципа. Он гласил, что в каждой рифмующейся строчке стихотворения должно быть равное количество слогов, но ничего при этом не говорил про ударения. Для силлабического принципа ударения вообще не имели никакого значения.

Причина в том, что в начале XVIII века русские поэты пытались перенести на отечественную почву ту поэтическую систему, которая уже сформировалась в соседней Польше и в далекой Франции. На обе эти страны в молодой русской литературе было принято сильно оглядываться.

Законы силлабического стихосложения были заимствованы. Проблема в том, что как во французском, так и в польском языках ударение в словах является фиксированным. У французов оно всегда падает на последний слог, а у поляков на предпоследний. Поэтому при стихосложении фактор ударения там не играл никакой роли. Его просто не учитывали.

Слепое копирование этого принципа привело к тому, что по форме русские стихи Кантемира и его единомышленников были безупречны. Но читать их при этом было адски трудно, приходилось все время совершать насилие над языком.

Василий Тредиаковский и Михаил Ломоносов параллельно приходят к мысли о том, что для русского языка необходимо доработать систему стихосложения. И вводят принцип равномерного чередования ударных слогов. Это революционное открытие заложило фундамент современной русской поэзии.

В целом, мы до сих пор пишем и читаем стихи, согласно этому принципу. Появились, конечно, верлибры, тонический стих, дольники и другие поэтические изобретения. Но если говорить про общий фон, то на силлабо-тонике (такое название придумал Тредиаковский) и поныне держится русская поэзия.

28.04.2022 21:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!