СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка дошкольников – психологический настрой на дальнейшее обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности «Готовь сани …», то есть хочешь получить хороший результат, подготовься к этому заранее. Как нельзя лучше русская пословица помогает решать проблему готовности детей к школьному обучению, которая является актуальной для всей системы образования. Подготовка детей к школе - факт нашей жизни. Она необходима, потому что это важный шаг воспитания и обучения дошкольника. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. К сожалению, существует ошибочное мнение, что готовность к школе заключается в том, чтобы ребѐнок умел читать и считать. Но тогда это уже не школа будущих первоклассников, а «натаскивание» детей по программе первого класса. Что таким детям делать в первый год обучения? Дублировать программу вновь? Думаю, что вряд ли это понравится ребенку в 6-7 лет. Давайте посмотрим на дошколят, которые пришли на занятия в «Школу будущего первоклассника». Одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт со сверстниками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период обучения дошколят, можно сказать, что все дети в этот нелегкий период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Что же для них является сложным? Во-первых, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Во-вторых, детям незнакомы правила поведения ученика на уроке и в школе. В-третьих, дошколятам необходимо познакомиться друг с другом и выстроить свои отношения. Возникает вопрос, как разработать занятия «Школы будущего первоклассника», чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта? Думаю, что предшкольная подготовка может создать психологический настрой на дальнейшее обучение. Какие же составляющие занятий «Школы будущего первоклассника можно выделить для этого? Первой составляющей занятий считаю сроки проведения «Школы будущего первоклассника». Этого не должно быть мало, но и не должно быть много. Мы с вами должны помнить, что посещение занятий по субботам длительное время вызывает усталость не только детей, но и родителей. Эмоциональный настрой взрослых передается детям. Это, во-первых. Во-вторых, первые дни в школе для дошколят нужно сделать такими интересными, чтобы хотелось возвращаться в школу снова и снова. Очень длинной сказка быть не может. Вторая составляющая – это «психологические» уроки, которые способствуют и созданию доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе, и осознания своего будущего нового статуса, и знакомства будущих первоклассников с навыками учебного сотрудничества, и развитие различных психологических процессов. Созданию «психологических» уроков способствует банк игр, таких, как: «Поезд» (цель игры: создание условий для знакомства с детьми и организация взаимодействия между детьми) Учитель: Для того чтобы нам познакомиться поближе, я хочу предложить вам прокатиться на волшебном поезде. Сейчас я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. Но вагончики будут прикрепляться ко мне по очереди, каждый на своей станции. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция?». Тот отвечает (называет свое имя, и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-ту»). «Море волнуется раз» (цель игры: создание условий для осознания дошкольниками нового статуса) Учитель: Сейчас мы сыграем с вами в игру, которые многие знают. Но играть мы будем в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника или дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется раз, море волнуется два, фигура школьника (дошкольника) на месте замри». Пока море волнуется можно ходить по классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. «Гомеостат» (цель игры: развитие межличностных отношений в группе) Учитель: Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра и сразу она у нас не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Наша группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев. Участником игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, т. е. нельзя пытаться согласовать свои действия каким – либо незаконным способом. (Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время). Следующей составляющей является межпредметная интеграция на доступном для детей материале и на занятиях, и на переменках. Занятия в «Школе будущего первоклассника» построены так, чтобы работать могли совместно как учитель, набирающий класс, так и другие педагоги школы: учителя физкультуры, музыки, изобразительного искусства, воспитатели группы продленного дня. Именно в первые дни пребывания в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с окружающими и самим собой, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, устойчивость форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также возможности личностной самореализации в школьной среде. Помогают проводить занятия в «Школе будущих первоклассников» и учащиеся начальной школы. Они показывают кукольный театр, представляют интересные выступления, организуют выставки. Несомненно, именно дети могут научить всему детей. Привлечение детей начальной школы решает одну из задач федеральных государственных образовательных стандартов – развитие умения выступать на публике. Четвертой составляющей считаю использование приемов современных технологий деятельностного типа, так как деятельностный подход обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса. В «Школе будущих первоклассников» дети учатся самостоятельно формулировать тему занятия, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). Интересной находкой стало проведение занятия в семиотической дидактике – технологии передачи информации через символы и знаки. Для детей-дошкольников самой близкой информацией является сказка, которую можно увидеть, услышать, рассмотреть, нарисовать, разыграть и сделать соответствующие выводы (Таблица 1 Технологическая карта по теме Сказка «Курочка Ряба»). Пятая составляющая – знакомство с советскими мультфильмами. Редко можно встретить ребенка, который не любил бы смотреть мультфильмы. Правда, современные малыши любят совсем не те мультики, что смотрели мы в детстве, но хочется выделить причины, которые заставляют сегодня вернуться к мультфильмам, созданными компанией союзмультфильм. Во-первых, знакомство с культурой того времени. Например, при просмотре мультфильма «Домовенок Кузя»(1984г) будущие первоклассники знакомятся обстановкой квартиры, бытовыми приборами и т.д. Во-вторых, высокая моральная ценность мультфильмов, происходящих из СССР, в которых не найти насилия, каждый из их учит высоким ценностям: дружбе, уважению, любви. Например, мультфильм «Варежка»(1967г) учит малышей заботиться о братьях наших меньших. В-третьих, персонажи, с любовью созданные талантливыми художниками. Например, ни одного ребенка не оставит равнодушным ослик из мультфильма «Все наоборот» (1974г). В-четвертых, на сюжете мультфильмов можно выстроить смысловую связь занятий всего учебного дня. Мультфильм «Варежка» (1974г) помог осознать детям парную работу и научил рисовать в паре. Мультфильм «Путаница» (1982г) погрузил детей в мир звуков. Мультфильм «Где обедал воробей?» (1983г) помог сформулировать тему занятия «Путешествие в зоопарк». Представленные составляющие помогли сделать очень важный для ребенка предшкольный период психологически и интеллектуально комфортным, повысили уровень школьной мотивации, эмоциональную стабильность и положительную самооценку. В заключение хочется сказать, что если для дошкольников будут созданы условия для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций, жизнедеятельности и общения, то предшкольная подготовка может создать психологический настрой на дальнейшее обучение.

23.04.2020 07:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!