СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие личности в философии и психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие личности в философии и психологии

АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является более глубокое понимание студентами понятия "личность" и развитие у них потребности совершенствовать свои личностные качества.

Данная статья может быть использована преподавателями философии, психологии и педагогики ГПОУ, а также учителями старших классов общеобразовательной школы.

Для более ясного представления понятия "личность", сначала рассмотрим значение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность»"

Человек – это разумное биологическое существо, наделенное определенной психикой, способное не только реагировать на внешние раздражители, но и преобразовывать мир природы, воспринимать и осознавать красоту окружающего его мира. Кроме того, человек может создавать прекрасные образы в своем воображении и воплощать их в произведениях искусства. Бытие человека представляет взаимосвязь и единство четырех составляющих его измерений: физического (природно-телесного), психического (чувственно-эмоционального), социально-исторического и духовно-энергетического (сознательно-творческого, разумно-культурного).

Понятие индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека от другого. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием деятельности, способностями. Понятие индивидуальность определяется тем, чем отличается один, конкретный человек от других, и что придает ему своеобразную красоту и неповторимость.

Нужно отличать понятие "индивидуальность" от понятия "индивид".

Слово "индивид" в переводе с латинского языка означает "единичность" и обозначает отдельного представителя рода человеческого или определённой социальной группы. Например, музыкант, шахтёр, студент.

Процесс биологического и психического развития человека тесно связаны с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Именно социальными качествами определяется понятие "личность". Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно выработанных у него свойств и качеств. Однако, данное определение имеет обобщенный характер и не отражает главные качества личности.

Современный русский философ А.С.Арсеньев в своей книге "Философские основания понимания личности" отмечает, что мы настолько личности, насколько чувствуем себя в праве решать самостоятельно и отвечать за результаты своих действий. Однако не во всех случаях мы готовы полностью самостоятельно решать и брать на себя ответственность.

Если обратиться к истории, то выяснится, что личность как ценность была впервые утверждена в христианстве. Вспомним эпизод с Марией Магдалиной, когда по закону того времени ее должны были побить камнями за то, что она блудница. Фарисеи попросили Иисуса Христа рассудить, как им поступить с этой женщиной. По закону ее надо побить камнями, а согласно заповеди “не убий” – сохранить жизнь. Христос поднял голову, посмотрел на них и сказал: “Пусть тот, кто без греха первым бросит в нее камень”. После этого люди, которые привели Марию, смутились и стали медленно расходиться начиная со старших и до младших. Все разошлись. После этого Христос посмотрел на женщину и сказал: “Где же твои обвинители? Нет их. Ну и я тебе не судья. Иди и больше не греши”. Что же произошло? С философской точки зрения Христос заставил каждого присутствующего прорефлексировать, подумать про себя, обратиться к себе самому. «А кто я такой?» Есть ли у меня внутреннее нравственное право побить эту женщину камнями. Разве я без греха, что могу это сделать? А так как никто из нас не без греха и мы не боги и не ангелы, то следовательно, есть нечто сверхзаконное. По закону эту женщину надо побить камнями, а по нравственному отношению оказывается нельзя этого сделать. И еще одно интересное обстоятельство: пришли они толпой, а расходились по одиночке, каждый будучи угрызаем своей совестью. По мнению А.С.Арсеньев это первое в истории обращение к человеку как к личности, которая сама решает и сама отвечает за то, что делает.

А.С.Арсеньев понятие "личность" определил следующим образом: личность это человек, обладающий бесконечной внутренней свободой, самостоятельностью суждений, собственных действий и столь же бесконечной, нравственной ответственностью за результаты использования этой свободы. Личностное начало заложено в каждом человеке. Но не всем удается его реализовать. Для сравнения приведу пример. Представьте себе, что вы обращаетесь к своему воспитаннику, совершившему нехороший поступок. И говорите ему: «Зачем ты это сделал?». Он вам отвечает: «Вот этот делает то же самое, и тот поступил так же. И вообще все так делают. А что вы с меня спрашиваете? Вот и спрашивайте со всех». Этот ребёнок отказывается быть личностью. Почему? Потому что решение личности о собственном поступке и об ответственности за него абсолютно не зависит от того, все так делают, или не все. Личность принимает решение сама и, следовательно, сама отвечает за совершённый ею поступок. Поэтому нравственная ответственность личности - ни с кем не разделенная. Если человек совершает какое-либо действие, в связи с тем, что так поступают все, то он не личность. Его лучше всего, по мнению А.С.Арсеньева, назвать социальный функционер. Социальный функционер – это представитель определенной социальной группы, выполняющий какие-то социальные функции. Он поступает как все и думает тоже как все.

Поэтому для того, чтобы общаться с нашим воспитуемым и воспитывать его как личность, необходимо понимать, что происходит у него в душе, какие столкновения и переживания он испытывает. Судить о поступке личности нельзя извне, потому что неизвестны внутренние мотивы поступка. Как узнать ребенок поступил определенным образом, чтобы угодить вам, или из внутренней нравственной потребности? Попробуйте различить. Это одна из проблем воспитания.

Например, проблема Джордано Бруно и Галилея до сих пор тревожит умы. Джордано Бруно не отказался от своих взглядов и погиб на костре, как известно, в 1600 году на площади Цветов в Риме он был сожжен. Галилей перед судом инквизиции в 1633 году отказался от своих взглядов, сохранил свою жизнь и продолжал работать до 1642 года. Дальше начинается разговор: кто из них прав, кто виноват. Одни говорят, что Джордано Бруно поступил неправильно. Ему стоило произнести формулу отречения, и он бы мог продолжать работать и приносить новые знания своим ученикам и последователям. Другие говорят, что он поступил правильно, согласно велению своей совести. А это гораздо более высокая форма поведения.

Личность тем более значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем более деятельность его носит творческий характер.

"Изучая особенности личности мастеров искусства, - будь то музыкант, актёр, артист балета или художник, - нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти "Т". Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят о разносторонности их дарования" [3, с.24]. Кроме того, большинству из них свойственна огромная заинтересованность во всём, что происходит в окружающем их мире. Этот процесс сопровождается неустанным самообразованием. Таким универсальным изобретателем был представитель искусства Высокого Возрождения итальянский художник и учёный, писатель, музыкант Леонардо да Винчи. И.С.Бах был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики. Яркие литературные эссе и музыковедческие исследования принадлежат перу Листа, Шумана, Вагнера.

"Если ты хочешь быть значительным музыкантом, - говорил своим ученикам Ференц Лист, - то ты должен постараться стать значительным человеком. Большие художники, осознавая несовершенство мира, хотят улучшить и украсить его своим искусством. Мне было бы жаль, - писал Гендель, - если бы я доставлял людям только удовольствие. Я хотел делать их лучшими" [Там же, с.38].

Главной отличительной чертой личности музыканта является стремление передать свои переживания и впечатления в звуки музыки, выразить своё существо на языке невербальной коммуникации. Общественное предназначение музыканта, по мнению выдающихся исполнителей и композиторов, связано с улучшением общественных нравов и совершенствованием духовного облика людей.

Литература

  1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебн. пос. для студ. - М.:Гуман. издательство центр ВЛАДОС, 2003. - 244 с.
  2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. Цикл популярных лекций-очерков с приложениями. Учебное пособие. Для студ. высш. учений. зав-й. - М.: «Академия», 2001. - 592 с.

3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2изд. / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. - 400 с.

11.10.2020 20:01


© 2020 298

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!