СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Популярные, современные подходы для коррекции расстройства аутистического спектра и тяжелых и множественных нарушений развития. Часть 3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.

Это фундаментально разработанный подход к обучению ребенка с нарушением развития и коммуникативно-речевыми дефицитами.

Система включает в себя отдельные стадии (этапы) по обучению, различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличить одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации.

1 этап: «как» осуществлять общение.

Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.

2 этап: расстояние и настойчивость.

Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.

3 этап: различение карточек.

Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребенок подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к взрослому и дает ему карточку.

4 этап: структура предложения.

Конечная цель: ребенок подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, с эти шаблоном подходит к взрослому и отдает его ему. К концу этапа ребенок может общаться, таким образом, с различными собеседниками.

5 этап: ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос).

Конечная цель: обучающийся спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

6 этап: комментирование.

Конечная цель: обучающийся отвечает на вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?», спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

На собственном опыте из работы с детьми с РАС и ТМНР (не говорящими) индивидуально обучающимися на дому, система альтернативной коммуникации стала просто не заменимой в обучении. Ребенок с помощью карточки может попроситься в туалет, «сказать», что устал, хочет пить, показать какое поощрение он хочет в конце занятия вместо неприемлемого поведения в виде крика, кусания себя или попытки укусить педагога и так далее.

Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей работе.

Информационные источники

  1. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / Светлана Морозова; — Владос, 2010 г.
  2. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития/ Мелешкевич О., Эрц Ю. Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2017.
  3. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программа TEACCH. Минск. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям – инвалидам и молодым инвалидам» 2005 г.
  4. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Лори Фрост, Энди Бонди.
  5. Справочник педагога-психолога. Школа. № 11 НОЯБРЬ 2015. Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма А.Д. Львова.
23.11.2018 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!