СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Это фундаментально разработанный подход к обучению ребенка с нарушением развития и коммуникативно-речевыми дефицитами.
Система включает в себя отдельные стадии (этапы) по обучению, различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличить одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации.
1 этап: «как» осуществлять общение.
Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.
2 этап: расстояние и настойчивость.
Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
3 этап: различение карточек.
Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребенок подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к взрослому и дает ему карточку.
4 этап: структура предложения.
Конечная цель: ребенок подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, с эти шаблоном подходит к взрослому и отдает его ему. К концу этапа ребенок может общаться, таким образом, с различными собеседниками.
5 этап: ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос).
Конечная цель: обучающийся спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».
6 этап: комментирование.
Конечная цель: обучающийся отвечает на вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?», спонтанно (инициативно) просит и комментирует.
На собственном опыте из работы с детьми с РАС и ТМНР (не говорящими) индивидуально обучающимися на дому, система альтернативной коммуникации стала просто не заменимой в обучении. Ребенок с помощью карточки может попроситься в туалет, «сказать», что устал, хочет пить, показать какое поощрение он хочет в конце занятия вместо неприемлемого поведения в виде крика, кусания себя или попытки укусить педагога и так далее.
Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей работе.
Информационные источники
© 2018, Чайкина Дарья Владимировна 317