СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С 1 сентября 2016 г в систему образования Российской Федерации вступил Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего образования ОВЗ и у о
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
-слуха
-зрения речи
-опорно-двигательного аппарата
-задержкой психического развития
- умственной отсталостью
-выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА)
-множественными нарушениями развития
АООП предусматривается для каждой категории детей. Реализуются эти программы в соответствии с заключением ЦМППК.А для категории детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяется специальная индивидуальная программа СИПР
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
В нашей школе 3 детей с ОВЗ получают образование в форме индивидуального обучения на дому
2 детей в 3 классе
1 ребенок во 2 классе
Сипр реализуется по авторской программе «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Под редакцией Людмилы Борисовн. Баряевой, Н. Н. Яковлевой
Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отсталостью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они могут овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию нарушений социально-личностного и познавательного развития обучающихся.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
«Школьные навыки» в «Программе» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебными деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.
Наиболее значимым принципом обучения являются:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Программа обучения является комплексной как по содержанию, так и по построению. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения по различным предметам. В одних случаях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.
Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение учащимися навыками, предметно-практической, игровой и учебной деятельностью, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации.
В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. 3 "Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения", по окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс.
При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу.
При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося;
- умение самостоятельно исправить допущенные ошибки
Содержание предметов «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование» учитывает особенности мышления учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ярко проявляющиеся при обучении их грамоте и счету. Например, ученики с большим трудом запоминают отдельные буквы, путают буквы, имеющие оптическое сходство или обозначающие звуки речи, близкие по звучанию. Даже после длительного обучения навык чтения у них носит механический характер: читая, учащиеся произносят звуки и их сочетания, не понимая смысла произносимых слов. Научившись читать, они не в состоянии осмыслить текст, обобщить прочитанное. Им бывает, доступен наглядный счет в пределах пяти и десяти. Отвлеченный счет, даже в пределах первого десятка, им также недоступен. Они не могут овладеть даже минимальными навыками счета и письма. Именно эти особенности и вызывают необходимость таких предметов, как «Альтернативное чтение», и соответствующего содержания уроков «Математические представления и конструирование», «Графика и письмо», а также использования специальных приемов обучения и минимизации программного материала.
В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. 3 "Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения", по окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения.
Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.
Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
© 2017, Саломатина Нина Алексеевна 3161