СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа СИПР для обучающегося с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1 сентября 2016 г в систему образования Российской Федерации вступил Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего образования ОВЗ и у о

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:

-слуха

-зрения речи

-опорно-двигательного аппарата

-задержкой психического развития

- умственной отсталостью

-выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА)

-множественными нарушениями развития

АООП предусматривается для каждой категории детей. Реализуются эти программы в соответствии с заключением ЦМППК.А для категории детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяется специальная индивидуальная программа СИПР

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

В нашей школе 3 детей с ОВЗ получают образование в форме индивидуального обучения на дому

2 детей в 3 классе

1 ребенок во 2 классе

Сипр реализуется по авторской программе «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Под редакцией Людмилы Борисовн. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отсталостью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они могут овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррек­цию нарушений социально-личностного и познавательного развития обучающихся.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также раз­витие социально значимых качеств личности.

«Школьные навыки» в «Программе» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебными деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.

Наиболее значимым принципом обучения являются:

- принцип индивидуального и дифференцированного под­хода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с ча­стичным использованием словесного метода, который применя­ется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Программа обучения является комплексной как по содержа­нию, так и по построению. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свой­ствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения по различным предметам. В одних случа­ях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла. Таким образом, повторность в обучении учащихся поз­воляет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.

Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение учащимися навыками, предметно-практической, игровой и учебной деятельностью, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации.

В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. 3 "Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения", по окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс.

При первоначальном психолого-педагогическом обследова­нии выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступле­ния ребенка в школу.

При определении уровня развития ученика оценивается ка­чественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осу­ществления деятельности:

- деятельность осуществляется на уровне совместных дей­ствий с педагогом;

- деятельность осуществляется по подражанию;

- деятельность осуществляется по образцу;

- деятельность осуществляется по последовательной ин­струкции;

- деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающегося;

- умение самостоятельно исправить допущенные ошибки

Содержание предметов «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование» учитывает особенности мышления учащихся с умеренной и тя­желой умственной отсталостью, ярко проявляющиеся при обуче­нии их грамоте и счету. Например, ученики с большим трудом запоминают отдельные буквы, путают буквы, имеющие оптиче­ское сходство или обозначающие звуки речи, близкие по звуча­нию. Даже после длительного обучения навык чтения у них но­сит механический характер: читая, учащиеся произносят звуки и их сочетания, не понимая смысла произносимых слов. Научившись читать, они не в состоянии осмыслить текст, обобщить про­читанное. Им бывает, доступен наглядный счет в пределах пяти и десяти. Отвлеченный счет, даже в пределах первого десятка, им также недоступен. Они не могут овладеть даже минимальными навыками счета и письма. Именно эти особенности и вызывают необходимость таких предметов, как «Альтернативное чтение», и соответствующего содержания уроков «Математические пред­ставления и конструирование», «Графика и письмо», а также ис­пользования специальных приемов обучения и минимизации программного материала.

В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. 3 "Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения", по окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения.

Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.

Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

02.06.2017 07:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!