ПРОГРАММА по физике «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физики»

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов» ПРОГРАММА работы консультационного пункта по физике «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физики» Составитель программы: Высоцкая Ольга Фёдоровна, учитель высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №35 с углубленным изучением предметов» г. Набережные Челны 2014 Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В.А. Сухомлинский Пояснительная записка Программа повышения квалификации разработана для педагогов, преподающих предметы естественно-научного, общественно-научного и филологического цикла. Возможна организация обучения для смешанной группы. Цель: подготовить педагогов к деятельности по применению на уроке и конструированию оздоровительных технологий. Целевая аудитория: учителя, заместители директоров по учебной работе. Планируемые результаты: Участники ПК получат представление: • о сущности оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе; • о принципах включения в урочную деятельность здоровьесберегающих заданий; • о принципах оценивания образовательных результатов, продемонстрированных учащимися при выполнении здоровьесберегающих заданий; • о структуре здоровьесберегающих заданий и ресурсах для его конструирования. Участники ПК освоят: • алгоритм отбора здоровьесберегающих заданий для использования в процессе преподавания предмета; • техники конструирования здоровьесберегающих заданий; • техники оценки структурированных и неструктурированных ответов учащихся; • способы планирования и организации учебного процесса с применением здоровьесберегающих заданий. Участники ПК получат и отрефлексируют опыт деятельности: • по анализу здоровьесберегающих заданий; • по оцениванию результатов, продемонстрированных учащимися при выполнении здоровьесберегающих заданий; • по конструированию элементов здоровьесберегающих заданий (задачная формулировка, подбор источника, инструмент проверки) и здоровьесберегающих заданий. Форма обучения: очная, семинар-погружение. Специфика программы: модульная программа, определение набора модулей для повышения квалификации может осуществляться с учетом уровня подготовки участников и планируемых результатов повышения квалификации. Здоровьесберегающее образование - Направлено на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся и воспитанников. - Опирается на научность, креативность, системность образования, личностно-деятельностный подход. - Достигается через: здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни. - Приводит к уменьшению пропусков по болезни; предотвращению усталости и утомляемости; потребности в здоровом образе жизни. - Зависит от ресурсов: кадровых (в том числе личного примера педагогов в здоровом образе жизни); технологических (применение специальных педагогических технологий); материально-технических, информационных. В последнее время больше внимания стало уделяться укреплению физического здоровья, чему, в принципе могут содействовать дополнительные уроки физкультуры, установка ионизирующих аппаратов в классах и т.п. Однако не менее важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранять психическое здоровье учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Ребенок, рано потерявший здоровье, — это человек с комплексом проблем, т. к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда — болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять. Преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике, как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований. Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности. Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению. Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика. Целью данной программы является знакомство с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья. Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Комфортное состояние человека достигается, прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления физических законов, а именно: - механизма терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела; - колебаний напряженности магнитного поля; - изменений атмосферного давления; - сокращения продолжительности светового дня; - вопросы зрения и слуха; - дефицита светового и ультрафиолетового излучения; - вопросы дизайна и т.д. Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов. Задачи курса ставятся: - развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий; - выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека; - раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики; - повторение знаний, необходимых для освоения нового материала. Содержание образования. Теоретические вопросы: 1. Введение. Гигиенические условия образовательной среды. Понятия, цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий. Принципы здоровьесберегающих технологий. Гигиенические условия образовательной среды. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Нормативные документы в кабинете физики. Гигиенические требования к использованию технических (видеоэкранных) средств обучения. 2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса. Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности (педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, технология проектной деятельности, коллективный способ обучения, компетентностный метод обучения). Реализация здоровьесберегающих целей и задач на уроках физики. Рекомендации учителю, готовому использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии. Физкультминутки на уроках (приложение). 3. Потенциал предмета для формирования ключевых здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Разработка компетентностно-ориентированных заданий с позиции здоровьесбережения. Творческие работы учащихся ( модели, проекты, исследования) по здоровьесберегающим технологиям. Составление задач со здоровьесберегающим содержанием (приложение). 4. Лабораторный практикум «Познай себя» I. Физические величины (объём, плотность, площадь) 1. Вычисление объёма своего тела 2.Определение объёма своего тела 3.Определение плотности своего тела. 4. Определение площади поверхности своего тела. 5.Определение площади поверхности своего тела по эмпирической формуле. 6.Определение дыхательного объёма и жизненной ёмкости лёгких. 7. Определение ЖЕЛ с помощью спирометра. 8. Определение объёма лёгких с помощью 3-литровой банки II. Кинематика (время, скорость) 9. Определение времени собственной реакции 10. Определение скорости прохождения нервного импульса 11. Определение средней скорости движения человека III. Динамика (силы) 12. Определение силы удара ракетки по шарику 13. Определение ширины шага, которым можно идти по скользкому льду 14. Определение высоты прыжка без разбега IV. Статика (давление) 15. Определение систолического и диастолического давле¬ния крови V. Работа. Мощность. Энергия 16. Определение мощности удара ракетки по шарику 17. Расчёт безопасной высоты спрыгивания с приземлением на обе ноги не сгибая колени. 18. Определение болевой нагрузки на кожу VI. Молекулярная физика. Термодинамика 19. Определение числа вдыхаемых (выдыхаемых) молекул 20. Определение количества теплоты, отдаваемого вашим организмом в окружающую среду 21. Оценка рациональности питания VII. Электрические явления 22. Определение электросопротивления участка своего тела 23. Определение удельного сопротивления тела 24. Измерение общего сопротивления своего тела 25. Определение удельного сопротивления кости 26. Определение электрической ёмкости своего тела 27. Регистрация и анализ электрокардиограммы VIII. Излучения (волны, спектры) 28. Определение спектральных границ чувствительности человеческого уха 29. Снятие спектральной характеристики на пороге слышимости 30. Изучение голосового аппарата 31. Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз 32. Обнаружение слепого пятна в нашем глазу 33. Определение разрешающей способности глаза 34. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза Что ещё можно исследовать (идеи проф. В. В. Майера) 1. Измерение сопротивления Два электрода, соединённых с омметром, держат в руках. Исследу¬ют зависимость сопротивления от влажности рук, от солёности пищи (питья), от физической нагрузки (после выполнения серии физиче¬ских упражнений), от расстояния между электродами. 2. Измерение ёмкости Становятся на диэлектрик, заряжаются от эбонитовой палочки, по¬тенциал относительно Земли измеряют электрометром. 3. Измерение диэлектрической проницаемости Разборный конденсатор соединяют с мультиметром, переведённым в режим измерения ёмкости, между пластинами вводят руку, не каса¬ясь пластин. 4. Измерение магнитной проницаемости На высокой частоте измеряют индуктивность соленоида, затем вво¬дят внутрь него диамагнетик, парамагнетик, ферромагнетики и руку. 5. Электростатический генератор Два ученика берут за электроды неоновую лампу и поочерёдно шаркают ногой по линолеуму - в темноте лампа вспыхивает. 6. Определить рост человека с помощью часов.Идея опыта. Взять нить, отложить на ней отрезок, равный росту че¬ловека, а потом длину нити рассчитать на основе формулы периода колебаний математического маятника. 7. Определить частоту человеческого голоса при произнесении гласных звуков. Идея опыта. Использовать в качестве измерителей осциллограф и звуковой генератор. 8. Определить частоту человеческого голоса при произнесении гласных звуков. Идея опыта. Использовать в качестве измерителей осциллограф и звуковой генератор ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Физкультминутки ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Гигиенические критерии рациональной организации урока ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Разработки компетентностно-ориентированных заданий с позиций здоровьесбережения. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Здоровьесберегающие задачи в учебном процессе. СВЕТОФОР Задачи по основам безопасности дорожного движения для 5-9 классов Учебно-тематический план курса «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физики» № п/п Тема Дата и время проведения 1 Введение. Понятия, цели и задачи здорвьесбереающих образовательных технологий. Гигиенические условия образовательной среды. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Нормативные документы в кабинете физики. 4 2 Здоровьесберегающая организация учебного процесса. Здоровьесберегающие методы обучения в современной школе. Реализация здоровьесберегающих целей и задач на уроке физике. Физкультминутки на уроках. 7 3 Потенциал предмета для формирования ключевых здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Разработка компетентностно-ориентированных заданий с позиции здоровьесбережения. Творческие работы учащихся ( модели, проекты, исследования) по здоровьесберегающим технологиям. Составление задач со здоровьесберегающим содержанием. 6 4 Лабораторный практикум «Познай себя» 5 5 Лабораторный практикум «Познай себя» 5 6 Лабораторный практикум «Познай себя» 5 7 Новости со всего света. Это интересно. Почему же, почему? 2 8 Круглый стол. Обмен опытом. Подведение итогов. 2
Категория: Физика
29.12.2014 22:09


© 2014, tvorchestvo 494

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас