СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ребёнок любознателен, то есть ему всё « любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врождённые исследовательские качества?
С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно всё! Но проходит немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание долго не задерживается. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного – запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет времени.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. В школах довольно распространены психологические игры и тренинги. Почему бы во время их проведения или на классном часе не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов?
Кто-то из великих сказал, что « на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки. Например:
«Как сохранить доброту в людях». В игровой форме чётко определяются объект исследования – люди (группа, класс) и предмет исследования – доброта. В дальнейшем не будет путаницы в определении, что есть что.
Представление и защита проектов в начальной школе – это красочное действо, проекты «в картинках», наука «в цветочек». В начальной школе было бы очень эффективно провести конкурсы проектов, выполненных самими малышами, малышами с участием членов семьи. Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо также приглашать младших школьников на защиту проектов старшеклассников. Для учащихся начальной школы было бы полезно и привыкание к научной терминологии, и наблюдение за техникой выступлений, и сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом многие наши изобретатели и рационализаторы не всегда могли должным образом оформить своё «детище». А в современном мире без подобных умений не обойтись!
Конференции различного уровня для учащихся старших классов называют «стартом в науку», а подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперёд (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.
© 2017, Семеева Нина Семёновна 166