СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические проблемы развития современного среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная система среднего профессионального образования долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов и мастеров, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное среднее профессиональное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда преподавателей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество обучающихся. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее актуальные проблемы среднего профессионального образования, в числе которых сложности контроля посещения училищ, техникумов, колледжей обучающихся. Для этого в некоторых средних профессиональных образовательных учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве обучающихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству обучающихся.

Старение преподавательского состава является одной из главных проблем современных средних профессиональных образовательных учреждений. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и качество образования. Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Как показывают опросы обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, большинство из них даже на последних этапах получения образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы среднего профессионального образования в определенной мере выражаются и неуверенностью студентов в целях получения ими конкретных знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со студентами.

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача – практическая ориентированность образования. Даже если обучающийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса сокурсников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять обучающихся, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам – это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности обучающихся.

Еще одна проблема современного среднего профессионального образования на всех его этапах–оценка знаний. В современных условиях очень разошлись «оценка» и «качество знания», и сейчас самое главное то, что это произошло большей частью по вине самих студентов. Очень часто, в средних (чтобы пройти с «красным дипломом» в вуз без экзамена) обучающиеся требуют себе желаемую оценку. Причины этому различны: завышенная самооценка, формальное понимание учебной карьеры, авторитет родителей, трудность добиться желаемого уровня знаний или просто «хулиганство». В наши дни чаще делают карьеру как раз не отличники или трудолюбивые хорошисты, а средне успевающие ученики и иногда бывшие двоечники. Такая ситуация, безусловно, требует глубокого продумывания. Логично отнести это решение к теории пассионарности, предложенной Л.Гумилевым. У каждого человека есть определенный запас психической и когнитивной энергии, который определяется с одной стороны генетикой, а с другой– образовательным развитием. У одних людей он больше, у других–меньше. И не всегда нужно думать, что бывший троечник обречен на низкий когнитивный уровень, возможно его реализация запаса психической и когнитивной энергии просто запоздала. А некоторые отличники сразу его израсходуют (а запас может был и небольшим), и в дальнейшем их когнитивная и социальная планка будет не высока. Соотнесение запаса психической и когнитивной энергии с успехом реализации в жизни – одна из самых сложных проблем социальной психологии.

В обществе должны быть востребованы высококвалифицированные специалисты. Однако эта высшая социальная задача адаптируется к личным качествам руководителей всех рангов и еще большие усложнения несут устанавливаемые размеры зарплат. И тут начинаются перекосы… А хорошо оплачиваемые плохие специалисты несут разрушительные тенденции образованию. Зачем стремиться к качеству знания, если огромные суммы денег можно получить без них?

Особая проблема заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования. Достижение современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, направленность на развитие личности, формирование морально-нравственных ценностей, социальных норм и прочих констант культуры являются наиболее важными проблемами.

Необходима существенная, достойная интеллектуальная база: это и соответствующий уровень образования, уровень образовательных программ, соответствующие условия для образовательной деятельности, профессиональный преподавательский состав-люди, которые являются для детей не только источником знаний, образцом, но некими воспитателями. Предполагается не только умственное воспитание, но и воспитательное влияние преподавателя в процессе общения со студентами в условиях образовательной системы, своеобразная помощь в развитии личности ребёнка.

На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательной деятельности.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Ведь человеческий фактор всегда являлся одним из ведущих факторов развития общества и государства. Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Следовательно, развитие общего образование – это многосторонний процесс, в развитии которого ведущую роль играет государство, общество, а также отдельный человек.

Таким образом, некоторые из задач уже решаются, но большинство таковых всё ещё остаются перспективой развития среднего профессионального образования. Также остаются нерешёнными такие задачи, как рационализация досуга, насколько известно, каждый определяет свой досуг самостоятельно, в том числе и во время каникул, однако некоторые учебные заведения, зачастую благодаря инициативе преподавателя всё же выезжают на экскурсии в другие города. Также не должно откладываться решение проблемы, связанной с низкой заработной платой преподавателей, её решение позволит не только качественно улучшить положение преподавателей, будет стимулировать их деятельность, но также возможно повысит спрос на профессию данного вида. Нельзя отрицать, что материальный фактор чаще всего играет первостепенную роль.

Очевидно и то, что нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых преподавателей. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния. Энтузиасты - именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться на благоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. А как подсказывает нам опыт, не всегда выделенные средства идут в правильное русло. К сожалению, помимо развития образования, в первую очередь в нашем обществе необходимо развивать нравственную и моральную ответственность и правопорядок, чувство долга и ответственности.

Хочется надеяться на то, что модернизация образования, в нашем случае общего образования не пройдёт даром и в скором времени все, кто работает в этой сфере, почувствуют эти обновления на себе.

Категория: Психологу
24.10.2017 14:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!