СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути и способы формирования у обучающихся 5-6 классов умения осознавать и формулировать проблему на историческом материале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться», то есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в школе. Речь идет о формировании у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

ФГОС основного общего образование ставит перед учителем ряд задач, одной из которых является посторенние урока, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты.

Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия). Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Для достижения метапредметных результатов учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создание ситуаций, в которых дети мыслят продуктивно. Не применяют заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности). Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление обучающихся, можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является этап представления материала. Задача учителя - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда обучающиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи и способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, к исторической науке.

Для формирования у учащихся мотивов к постановке проблемы урока можно использовать различные проблемные вопросы, задачи. Проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряжённым с противоречиями;

- увлекательным, но соответствующим логике науки;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию можно осуществить через углубление проблемного вопроса, через поиск разных граней его решения, а также через сопоставление разных вариантов ответов. Решения проблемных ситуаций может достигаться через различные формы: дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задачи и задания, задачи исследовательского характера, исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

В 5 – 6 классах можно применить лишь несколько форм решения проблемных ситуаций. Активно в этих классах может применяться технология проблемного-диалога. Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

Таким образом, технология проблемного диалога– это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Города Эллады подчиняются Македонии» организуется проблемный диалог. В самом начале урока детям демонстрируются две карты, на одной показана Македония до правления Филиппа II Македонского, на второй после завоевательных походов Александра Македонского. Учителем задаётся вопрос: «как вы считаете, что необходимо предпринять правителю, для достижения такого результата?». Далее дети выдвигают версии, которые побуждают их, к изучению нового материала и к получению ответов на свои вопросы.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Также на уроках в 5 – 6 классах можно использовать различные проблемные ситуации на этапе мотивации.

Задание:

Представьте себе, что ты оказался на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед тобой открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы. На рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим. - Как они оказались в таком ужасном положении? Чем бы ты мог помочь этим людям? - А в настоящее время существует торговля людьми? Как ты к этому относишься?

Здесь ученику нужно будет вспомнить, по какой причине в других странах попадали в рабство, в каких условиях содержались рабы, можно было их продавать или нет и прочее.

Создание проблемной ситуации на уроке в 6 классе.

Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства»

Учитель: Ребята, прочитайте фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».

- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)

- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся: «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)

Учитель фиксирует на доске краткий итог: «Владимир – злой, жестокий».

Учитель: Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»: 1. В

русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь»,

«Красное Солнышко».

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).

Учитель фиксирует на доске - «добрая память».

Учитель: Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?».

- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).

- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)

- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)

Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

Учитель: Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о себе добрую память? (Ответы учащихся: Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).

Данные приёмы, это далеко не весь спектр того, что можно применять на уроках истории для формирования у обучающихся умения осознавать и формулировать проблему. Важно понимать. Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.

Категория: История
29.03.2017 16:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!