СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема формирования духовных ценностей общества в современной России является актуальной не только в данный момент, но и в целом актуальна на века. Стоит разобраться, что же такое духовность – это качество человеческой деятельности, устремление человека к тем или иным высшим ценностям, идеалу, смыслу, познанию искусства, культуры и моральных ценностей, стремление переделать себя, всё то, что может нас возвысить над вчерашними идеалами то, что может приблизить нашу жизнь к идеалу. Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить, продать или купить, эти ценности находятся внутри каждого человека, это своего рода установки и ориентиры, определяющие отношение человека к действительности, его поведение. Можно сказать, что эта тема является «фундаментом» (базой) с которого начинаются поиски смысла, личности, индивидуальных особенностей, да и вообще поиск смысла существования человека как одного из элементов общественной системы. При этом само формирование духовно-ценностного сознания человека как на уровне личности, так и на уровне общественной системы представляет собой систему совокупности ориентиров на общественные ценности, такие как традиции, нормы, идеалы и т.п. В мире есть множество факторов, которые определяют духовно-ценностные ориентиры человека. Исходя из этого, можно сказать, что важнейшей задачей современной России является развитие духовных, нравственных ценностей, выработке моделей формирования духовности человека, в постоянно развивающейся России. В противном случае нам не удастся избежать разрушения современного общества и гибели человечества.
На данный момент состояние духовности и нравственности Российского общества переживает один из важнейших исторических моментов, который можно назвать духовно-нравственным кризисом. Данная сложившаяся ситуация обусловлена социокультурными факторами, такими как: индивидуализм, безответственность, безнравственность и т.д. Сама специфика необходимости развития духовных ценностей человека связана с обострением глобальных проблем, которые всё чаще и чаще появляются с развитием общества, а также развитием личности и её участи в самых различных сферах жизни общества. Сегодня уже всем понятен смысл и причины духовно нравственного кризиса. Основная причина – это то, что само стремление к духовному, нравственному заменилось поиском наслаждений и удовольствий, предпочтение духовным ценностям и ориентирам материальных ценностей, именно эти факторы оказали огромное влияние на состояние нравственного воспитания современного поколения.
При этом если мы говорим о нравственности, то совершенно очевидно, что врождённой нравственности не существует, ведь нравственность – это в первую очередь основа личности человека, которая несёт в себе огромную роль, ведь недостаток нравственного воспитания это один из наиболее серьёзных последствий духовно-нравственного кризиса, а также одно из самых ужасных зол для современного поколения. По моему мнению именно с недостатка нравственного воспитания начинается разложение человеческой души, но есть и другие факторы, которые не то, чтобы оказывают отрицательное влияние, а просто катастрофичны, так как стимулируют разложение не только человеческой души, но и индивидуальности, духовных ценностей.
Естественно, последствия влияния данных факторов катастрофичны, у подростков и детей просто на просто ломаются представления таких положительных качествах, как доброта, милосердие, патриотизм, любовь и т.д. На этом фоне появляются духовные «эпидемии»: наркомания, алкоголизм, игромания и т.п. А что хуже всего эта «эпидемия» проявляется и у подросткового поколения, хотя сама причина формирования этих явлений в условиях, в которых формировалась личность. В современном обществе всё больше и больше влияния, на развитие не только духовно-нравственного воспитания личности, но и психологического, оказывает электроника. Она вызывает зависимость, принимая вид так называемого «наркотика», будь то ребёнок или подросток, он не в силах отказаться от соблазна, что со временем вызывает привычку. Естественно влияние, распространяемое на современно поколение, отрицательно. Оно проявляется в ухудшении здоровья, раздражительности, повреждается сама духовность личности. Интернет – является одной из самых величайших разработок, он очень облегчает труд человека, но также он является и одним из самых опасных источников информации. Проблема в том, что в нём содержится не просто информация, а неограниченная информация. Есть множество отрицательных и масштабных явлений, которые можно увидеть с его помощью. Для взрослых это не такая уж и проблема, так как они могут выбирать ту информацию, которая им нужна или не нужна. Но вот то, что касается детей является довольно сложной проблемой ведь они не могут в столь юном возрасте фильтровать информацию, которую они видят, особенно это касается тех родителей, которые что бы занять своего ребёнка не игрушку им дают, а телефон или планшет со входом в интернет, а сами занимаются своими делами.
На решение данных проблем не можно повлиять только масштабно, то есть с помощью государственной поддержки. В нашем случае можно помочь только развитию в привитии современному поколению нравственности. При этом на современном этапе изучения духовности человека, многие учёные говорят, что она связанна с наследственностью, поэтому при формировании духовных ценностей человека стоит учитывать и биологические предпосылки. Так же большое влияние на формирование ценностных ориентиров человека оказывает окружающая среда, она в свою очередь может как способствовать, так и препятствовать формированию ценностных ориентиров. Воспитание тоже влияет на этот процесс, про этом можно сказать, что человек и сам себя воспитывает.
Вообще, как по мне воспитание это вообще отдельная тема. Так как с начала ценностные ориентиры формирует семья, окружающая ребёнка при этом, ребёнок перенимает не только какие-либо черты характера родителей, но и даже отчасти их характерные черты поведения. Слова сказанные дома невзначай ребёнок может запомнить на всю жизнь. Далее по степени взросления ребёнок идёт в детский сад, где получает дошкольное образование, в этот период он активно общается со сверстниками, выстраивает отношения со взрослыми (воспитателями, нянечками), адаптируется, и со временем раскрывается, показывая «себя настоящего», постепенно можно заметить определённые черты схожести с родителями. В этот период своей жизни начиная от рождения до школы это наиболее чистое сознание ребёнка, именно в это время он впитывает всю внешнюю информацию о мире окружающем его, при чем он может запомнить даже самые неприглядные вещи, это происходит не взирая от того хочет ли он что-то запомнить, сюда подойдёт выражение «впитывает как губка». Он наиболее восприимчив в эмоциональном смысле. Затем начинается школьный период, где окончательно сформировываются и подтверждаются духовные ценностные ориентиры подростка. Здесь и правда многое зависит от преподавателя, но на этом фоне у многих появляется ошибочное мнение, что только преподаватель влияет на ребёнка и только он может направить формирование духовных ценностей ребёнка так скажем «на путь истинный». Но можно смело сказать, что огромную ответственность в этот период несут и родители, да и вообще весь окружающий его социум. Также на этом этапе проявляются недостатки развития и воспитания в дошкольном периоде, их довольно трудно «заполнить». Естественно, преподаватели стараются сделать все, что в их силах, но бес помощи родителей ничего не будет. В современном обществе преподаватели создают множество разных учебных занятий, творческих уроков, направленных на формирование духовно-нравственного воспитания детей, своими разработками они делятся с коллегами. С каждым годом количество таких занятий заметно увеличиваются. Возможно, они помогают многим детям. При этом целью общеобразовательных учреждений является воспитание патриота и гражданина, раскрытие способностей и талантов молодого поколения. После окончания школьной программы мы можем увидеть сформированную личность, но опять же это у всех складывается сугубо индивидуально.
Можно сказать, что своего рода основой духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в России является не только семья и педагогика, но и религиозная культура. Именно на её основе духовно-нравственное становление человека и духовно-нравственное воспитание в России активно содействовали друг другу. Их содействие в свою очередь помогало расширить картину мира. Тема религии присутствует везде и в истории, и в культуре, поэтому, не зная основ религии мам становиться труднее понять этот мир и его законы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование духовно-нравственных ценностей у молодёжи основывается на формировании нравственной позиции, т.е. на формировании знаний, убеждений, поведения и т.д. Не зная разграничений между добром и злом, безнравственный человек может их запросто спутать. Духовность в свою очередь вообще не допускает зла. Ведь человек обладаемый духовно нравственными ценностями прекрасно чувствует и различает, где добро и где зло. При этом хочется добавить, что, если мы сумеем решить все социально-нравственные проблемы, мы с лёгкостью сможем справиться и с другими задачами и проблемами.
-80%
© 2021, Ровенская Лариса Григорьевна 4597