СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш родной край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д. С. Лихачев

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш родной край» разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. Д. Стрельниковой «Природа родного края».

Программа предполагает изучение природы родного села, знакомство с его современным состоянием.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месте, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей -личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к ироде родного края, к культурно-историческому наследию предков.

На изучение в первом классе отводится 1 час в неделю, всего 32 часа в год; во вторых-четвёртых классах 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Цель изучения данного курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека, развитие у младших школьников опыта общения с людьми, обществом, природой.

Личностными результатами изучения курса краеведения являются:

- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к его культуре, истории и желании участвовать в его делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств.

Метапредметными результатами изучения курса краеведении являются:

- способность осуществлять информационный поиск для выполнении учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и др.).

Предметными результатами изучения курса краеведения явля­ются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов и явлений, характерных для природной и социальной дей­ствительности родного края;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выде­лять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории родного края.

Задачи программы:

- сформировать, актуализировать и систематизировать у учащихся на­чальной школы основные знания и представления об истории своего посёлка, родного края, об окружающем мире, о культурных, эконо­мических особенностях малой Родины;

- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа и чувство любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;

- воспитывать активную гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории; развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального по­ведения;

- воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира; развивать творческие способности, научно- исследовательские умения средствами региональной культуры;

- воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.

Краеведческий компонент включает в себя содержательные линии:

Образовательная составляющая содержит идеи, теории, законо­мерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности.

Ценностная составляющая предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная составляющая способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей Липецкого края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая составляющая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Актуальность заключается в необходимости формирования патрио­тических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: Колодецкое лесничество, река Боровица, памятные места и другие памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

В процессе ознакомления с программой «Наш родной край» рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, в парк, по­ходы. Учащиеся могут готовить (с помощью родителей) сообщения, про­екты, доклады.

Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции воспитателя.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Липецкой области, России в це­лом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты;

- воспитать бережное отношение к своему селу, к школе;

- воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих зем­ляков;

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформулированы как

- формирование системы краеведческих знаний;

- уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;

- любви и внимательного отношения к родной природе;

- укрепление желания посильного служения Отечеству, активной жиз­ненной позиции;

- активизация интереса к познанию, стремлению к самовыражению и самореализации, инициативности и творчеству в труде, объективного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

- формирование честности, уважительного и доброжелательного от­ношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.

Содержание курса

1. Есть такая земля - Липецкая область. Происхождение слова «Родина». Общие сведения о Липецкой области. Карта Липецкой области, Топонимия Липецкой области.

2.Родной край - малая родина. Суть понятия «малая родина». Об­щие сведения о Куликово. Легенды происхождения названия родного села.

3.Природа нашего края. Родные пейзажи. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.

4.Растения нашего края. Растения родного края: луговые, лесные, болотные.

5.Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области.

6. Разнообразие животного мира Липецкой области. Животные нашего края: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие (звери). Дикие и домашние животные.

7.Реки, озера, родники Липецкой области.

8. Заповедные места родного края. Заповедники Липецкой облас­ти: «Галичья гора» и др.

9.Устное народное творчество Липецкой области. Малые фольк­лорные жанры: пословицы, поговорки, песни, потешки, загадки, считалки. Игры и забавы.

Содержание курса

1. Есть такая земля - Липецкая область. Происхождение слова «Родина». Общие сведения о Липецкой области. Карта Липецкой области, Топонимия Липецкой области.

2.Родной край - малая родина. Суть понятия «малая родина». Об­щие сведения о Куликово. Легенды происхождения названия родного села.

3.Природа нашего края. Родные пейзажи. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.

4.Растения нашего края. Растения родного края: луговые, лесные, болотные.

5.Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области.

6. Разнообразие животного мира Липецкой области. Животные нашего края: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие (звери). Дикие и домашние животные.

7.Реки, озера, родники Липецкой области.

8. Заповедные места родного края. Заповедники Липецкой облас­ти: «Галичья гора» и др.

9.Устное народное творчество Липецкой области. Малые фольк­лорные жанры: пословицы, поговорки, песни, потешки, загадки, считалки. Игры и забавы.

Тематическое планирование 1 года обучения (1 класс)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Есть такая земля - Липецкая область

2

2

Родной край - малая родина

2

3

Природа нашего края

4

4

Растения нашего края

2

5

Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области

4

6

Разнообразие животного мира Липецкой области

4

7

Реки, озера, родники Липецкой области

4

8

Заповедные места родного края

4

9

Устное народное творчество Липецкой области

4

10

Наши земляки - защитники Отечества

4

11

Экскурсия в лес, на речку

2

Итого

32

10. Наши земляки - защитники Отечества. Примеры героических поступков земляков - участников Великой Отечественной войны. Герои тыла. Бои на Липецкой земле.

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения (1 класс)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Есть такая земля - Липецкая область

2

2

Родной край - малая родина

2

3

Природа нашего края

4

4

Растения нашего края

2

5

Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области

4

6

Разнообразие животного мира Липецкой области

4

7

Реки, озера, родники Липецкой области

4

8

Заповедные места родного края

4

9

Устное народное творчество Липецкой области

4

10

Наши земляки - защитники Отечества

4

11

Экскурсия в лес, на речку

2

Итого

32

Список литературы

1. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края, ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000 г.

2. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Учебник - хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы. Рязань-Липецк: «Гэлион», 1997 г.

3. Княжинский Б.П. Очерки по истории Усманского края (ХУИ-Х1Х столетия). Администрация Усманского района. Усманский краеведческий музей. Редакция Усманской районной газеты «Новая жизнь», 1995г.

4. Трёхтомная Липецкая энциклопедия. Липецкое издательство 2000 г.

5. «Экология и география Липецкого края». Авторы: Т.Г. Пыльнева, Н.В. Пешкова, Т.Д. Стрельникова/г. Липецк, 1995.

6. Красная книга Липецкой области. Том 1. Растения, грибы, лишайники/под ред. В. С. Новикова. КМК, 2005.

7. Сарычева Л. А., Савельев С. И. Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области.- Липецк: 2002.

8. Стрельникова Т.Д. География Липецкой области: учебное пособие. – Липецк: ИРО, 2006.

9. «Гордость земли Усманской». Краткий справочник биографий знатных людей, прославивших отчий край. Усмань, 2003.

17.01.2016 15:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!