СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока истории и литературы Методическая «Никто не создан для войны». Часть 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее острое обсуждение вызывает воспоминание Константина М., военного советника из повести «Цинковые мальчики»: «Понимаете ещё что: я там стрелял, и в то же время я уважаю этот народ. Я даже его люблю. Мне нравятся его песни, его молитвы, спокойные и бесконечные, его горы. Но вот я – буду говорить только о себе – искренне верил, что юрта хуже пяти этажного дома, что без унитаза нет культуры. И мы забросали их унитазами, построили каменные дома. И мы привезли им красные скатерти и графины для воды, столы для кабинетов и тысячи портретов Маркса, Энгельса, Ленина. Мы привезли им чёрные «Волги». И наши трактора, и наших племенных бычков. Тракторы тонули на рисовых полях, бычки дохли в чужом в чужом климате. Декхане не хотели брать землю, которую им дарили, потому что они принадлежали Аллаху… как из космоса, смотрели на нас проломанные черепа мечетей … По их календарю шёл тысяча триста шестьдесят пятый год…». (Идет обсуждение воспоминаний).

Учитель истории: Подводя итог обсуждению, видимо, следует сказать о том, что афганский народ не желал тех изменений, которые несли ему советские специалисты и войска.

Теперь уместно будет дать характеристику социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны в 1970-1980 гг.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Вывод делаетученик:

«В 70-е – первой половине 80-х годов совокупность негативных явлений создала неосязаемый, но вполне ощутимый в развитии экономики образ механизма торможения, пустившего корни в разные сферы общественной жизни. У историков этот период получил название «застоя».

Однако высокое руководство предпочитало ничего не замечать и объявило народу, что он живёт не просто при социализме, а при развитом социализме. О начавшемся кризисе свидетельствуют экономические показатели.

Темпы прироста производства:

в 8-й пятилетке - 41%;

в 9-й пятилетке - 28%;

в 10-й-21%;

в 11-й-17%.

(«Вопросы экономики». - 1986, № 2, с. 16;

В таком же плачевном состоянии находилось сельскохозяйст­венное производство. Причины запущенности аграрного сектора не анализировались ни с политической, ни с социальной, ни с научной позиций. Миллиардные вливания не смогли оживить аграрный сек­тор. Не улучшились на селе социально-бытовые и культурные ус­ловия, всюду процветали пьянство, мелкие хищения. Деревни ста­ли делиться на «перспективные» и «неперспективные». И вновь парадоксальная ситуация: миллионы гектаров плодороднейших земель пустуют, а народ питается чужим хлебом. С 1972 года нача­лись массовые закупки зерна за границей.

Партийное руководство, всё более подменяя власть Советов, убирало неугодные кадры с заменой их на послушных. Процветали самодовольство, вседозволенность, уверенность в собственной не­погрешимости и ненаказуемости. Чиновничий аппарат жил своей жизнью».

Учитель истории (в продолжение вывода): Поэтому не слу­чайным кажется тот факт, что советские люди имели отдалённое представление о том, что солдаты Советской Армии делают в Аф­ганистане. В обстановке лицемерия и лжи правда никому была не нужна. (Учащиеся подтверждают это выдержками из повести).

Учитель истории: И было лишь несколько политических дея­телей, которые имели мужество выступить открыто против войны в Афганистане. Среди них А. Д. Сахаров. (На экране - портрет А.Д.Сахарова.)

Учитель литературы:

Перед нами «цинковые» мальчики, солдаты Афганской войны, их обнажённые души. Кто-то смотрел на мир через розовые очки и был романтиком, кто-то ехал в Афганистан за видеомагнитофоном и дублёнкой, все они разные, как и мы сегодня, но всех ребят, про­шедших эту войну, объединяет общее чувство горечи, ненужности, ностальгии по войне, названное психологами «афганский син­дром». Обратимся к мыслям, переживаниям героев повести и по­стараемся ответить на вопросы:

  • Кто он, воин-афганец, герой-интернационалист или жертва политической ошибки?
  • Почему солдаты, прошедшие через эту войну, с трудом находили себе место в мирной жизни?

- Можно ли привыкнуть к войне?

Пока вы будете готовиться, послушайте песню.

(Звучит под гитару песня из афганского цикла.)

Учащиеся зачитывают отрывки из повести, обмени­ваются мнениями по вопросам.

Учитель литературы предлагает послушать воспоминание Владимира Ага­пова, старшего лейтенанта, начальника расчёта. В этих строчках невысказанная боль, суровая правда войны:

ученик: «Правду всю расскажет вам только отчаянный. Абсолютно от­чаянный расскажет вам всё. Кроме нас, многое никто не узнает. Правда слишком страшна, правды не будет. Никто не хочет быть первым. Кто расскажет, как перевозили наркотики в гробах? Шу­бы, вместо убитых. Кто вам покажет ниточку засушенных челове­ческих ушей? Их сушили. боевые трофеи. хранили в спичечных коробках. Они скручивались в маленькие листочки.

Не может быть? Неловко слушать подобное о славных советских парнях? Выходит, может. Выходит, было. И это тоже правда, от которой никуда не деться, не замазать дешёвой серебряной краской. А вы думали, поставим памятники, и всё. Я же вам сказал: правда слишком страшная, правды не будет. Она никому не нужна. Ни нам, кто там был. Ни вам, кто здесь был. Вас было больше, вы мол­чали. А мы там были такими, какими вы нас здесь сделали. Дети наши вырастут «и будут скрывать, что мы здесь были.». («Комсо­мольская, правда», 15 февраля, 1990).

( Звучит стихотворение «Русский парень лежит на афганской земле…»)

Учитель истории: Из Афганистана летели самолеты с грузом «200», «чёрные тюльпаны», а народ в СССР жил своей жизнью, не желая узнать больше, чем говорилось и писалось в газетах. (Звучит песня из афганского цикла «Груз двести»)

А в газетах была опять же полуправда. Когда 15 февраля 1989 года советские войска выводились из Афганистана, газета «Московская правда» писала: «В Термезе зацвел миндаль, но если бы природа и не преподнесла бы такого подарка, эти февральские дни всё равно бы остались в памяти жителей старинного города как самые торжественные и радостные. Грянул оркестр. Страна при­ветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвраща­ются, выполнив свой интернациональный долг. За эти годы совет­ские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и по­строили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев, около 150 километров арыков и каналов. Они занима­лись охраной военных и мирных объектов в Кабуле». «И снова то, что выгодно власти, хотя уже в декабре этого же года делегаты съезда народных депутатов СССР дадут оценку решению о вводе советских войск, заявив, что оно заслуживает морального и поли­тического осуждения. Как писала Светлана Алексиевич: «Правда у нас все время кому-то или чему-то служит: интересам революции, диктатуре пролетариата, партии, усатому диктатору, первой или второй пятилетке, очередному съезду и потому перестаёт быть правдой».

Учитель истории: Каковы итоги афганской войны? (Звучит выступление ученика).

Давайте вспомним наших земляков, погибших в Афганистане. (На экране - фотографии воинов, погибших в Афганистане. Звучат рассказы о них).

Учитель литературы: В одном из воспоминаний читаем: «И не говорите мне, что война эта кончилась. Летом дохнёт горячей пылью, блеснёт кольцо стоячей воды, русский запах сухих цветов. Как удар в висок. И это будет преследовать нас всю жизнь».

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта, посвященное памяти погибших в Афганистане.

Все дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша.

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались ваши души.

Как души тех, кто в цинковом гробу

С последней почестью вернулись к маме,

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными ногами и руками.

А Гиндукуш стоит, как пьедестал

Как памятник исполненного долга,

Взывая к тем, кто вас к нему послал

Запомнить этот ложный долг надолго.

Далёкая и дикая страна,

Да, ты права: мы все не из металла.

Как хочется живым, чтоб та война

Для всех для нас войной последней стала.

Учитель истории: Каковы же уроки афганской войны? (Звучат ответы учащихся).

Заключение.

Учитель истории. Какую оценку афганской войне вы можете дать? (Звучат мнения учащихся).

Единой точки зрения на эту войну сегодня не существует. Но какой бы вы точки зрения ни придерживались, ясно одно, наши солдаты и офицеры честно выполняли свой воинский долг, верные присяге. Мы сегодня постарались увидеть ту войну глазами тех, кто ее прошел и выжил, при этом использовали исторические факты и самые разные мнения ветеранов афганской войны, ваше личное мнение.

Осталось много вопросов, на которые нет ответа: Кто понесет ответственность за тысячи погибших «цинковых мальчиков»? Почему не так давно была другая, чеченская война? Что нужно сделать, чтобы больше не было этих «горячих точек»? Но уже сегодня ясно, что применение насилия в решении политических конфликтов нельзя оправдать. Кровь, пролитая во имя политических амбиций, какими бы благими намерениями они не диктовались, со страниц истории не смывается. Об этом говорит история нашего Отечества

Учитель литературы. Ребята, наш урок заканчивается. Свое­образным итогом нам хотелось бы видеть сочинения - размышления учащихся на тему «Афганистан болит в моей душе» (по страницам повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»). Творческие работы пишутся дома и сдаются учителю.

Список использованной литературы:

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История Отечества. XX век. Просвещение, 1998.

2. Кредер А. В. Новейшая история. XX век. Учебник для основ­ной школы. М.: ЦГО, 1999.

3. История Современной России. 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. Центр политической и экономической истории России. М.: «Терра»,1995.

4. Митяев А. В. Героические страницы истории Родины. - М.: Просвещение, 1991.

5. Гуляев А. П. Грехи наши тяжкие. - Волгоград. ИПК «Цари­цын», 1992.

6. Проханов А. Записки на броне. - М.: Молодая гвардия, 1988.

7. Олдайник А. Памятник в Кабуле. - М.: Молодая гвардия, 1988.

8. Стрельцов Н. Возвращение из Афганистана. - М.: Молодая гвардия, 1998.

9. Звезда над городом Кабулом. - М.: Молодая гвардия, 1990.

10. Верстаев В. Афганский академик. - М.: Военное издательство, 1991.

11. Сальников Ю. Кандагар. Записки советника посольства. - Вол­гоград, 1995.

12. Дмитренко А. Аист. - Киев, Военное издательство, 1990.

13. Проханов А. Рисунки баталиста. - М.: Молодая гвардия, 1989.

14. Комсомольская правда, 15 февраля 1990.

23.11.2017 18:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!