Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП

Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП

При проведении занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП, нужно учитывать особенности эмоционального настроя данной категории детей. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание желательно предлагать в игровой форме, которая вызовет у ребёнка интерес, и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, и улучшению работоспособности. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Утюг Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение). Пила Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца. Тесто Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. - Угостить вас пирогами?

Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

1. Растирание ладони о ладонь («круговое» движение). Мама По головке мама гладит Сына-малолеточку. Так нежна её ладонь, Словно вербы веточка. - Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы И меня не позабудь!

2. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение). Терка Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Дрель Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!

Самомассаж пальцев рук.

1. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение). Клещи Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

2. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение). Барашки На лугах пасутся «барашки», Шубы в кудрях, погляди, Все кудрявы, до одной, Раскудрявые барашки. «Бяшки» спали в бигуди, Бегут кудрявою толпой. Целый день всё: «Бе да бе», Утром сняли бигуди, Уж такая у них мода, Носят шубы на себе. Попробуй гладкую найди. У бараньего народа.

3. Движения, как при растирании замерзших рук. Морозко Заморозил нас Морозко, У него свои заботы – Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней! Как воришка, осторожно Не балуй, Мороз, ну что ты В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?

4. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Мячики Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда! 5. Перекатывание мячей су-джок между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Футбол Поиграем мы в футбол Средний - точно уж герой, И забьем в ворота гол! Забивает головой! Палец большой Безымянный вдруг споткнулся За ворота - горой! И с досады промахнулся! Указательный - смельчак, Малыш-мизинец - молодец, Забивает гол - вот так! Гол забил - игре конец!

Категория: Логопедия
10.03.2019 20:57


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас