СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.

В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового-готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса на уроках математики.

1. Развитие познавательных процессов младших школьников на уроках математики

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического образования, он должен логически мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

1.1. Внимание

Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе я придаю особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания провожу устный счет с элементами игры

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием “Лабиринты”, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.

1.2. Восприятие

Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий направляю на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагаю использовать цветные карандаши. “Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.

1.3. Воображение

С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.

К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.

Я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.

Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

1.4. Память

Большое место в системе задании отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”.

Для развития зрительной и слуховой памяти использую диктанты. Приведу в качестве примера текст зрительного диктанта “Запомни фигуру”.

1.5. Мышление

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.

Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведу примеры заданий на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках с учащимися

Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака.

Считаю, что у ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

В своей работе при обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.

2. Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Я глубоко продумываю отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.

2.1. Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.

2.2. Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.

Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своей работе я систематизировала и использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумала последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.

Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении. Я твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

2.3. Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

2.4. Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала.

Я думаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.

Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

2.5. Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использую на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

В заключение хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

ЛОГОГРИФЫ

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говориться вначале. Затем в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках,

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

Ответ: плюс-полюс.

Я - нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа,

Но если внутрь меня поставить «е»,

То среди женского я рода.

Ответ: два - дева.

Число я меньше десяти,

Тебе легко меня найти,

Но если букве «я» прикажешь рядом встать,

Я все – отец и ты, и дедушка, и мать.

Ответ: семь - семья.

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

Ответ: шест - шесть.

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

Ответ: дача-задача.

Математический биатлон.

Игра « Математический биатлон» предназначена для автоматизации навыка устного счёта.

В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять - за промахи либо добавляются лишние круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться за « промах » тоже начисляются штрафные очки.

В начале соревнований каждый ребёнок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листике. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Учитель отрезает ножницами полоску с ответами ученика и отдаёт этот «похудевший» вариант другому ученику. Полоску с ответами он оставляет у себя.

В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять. При этом на каждый пример, решённый, ученику начисляются очко, а за каждый пример, который решён неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался.

Всего в данной игре (для 2 класса), представлено 5 биатлонов, по 12 вариантов в каждом, от вычислений в пределах 10 до вычислений во втором десятке. Половина вариантов в каждом биатлоне более лёгкая (на них нарисован воздушный шарик), а другая половина более тяжёлая (на них нарисована гирька). Разноуровневые варианты позволяют при необходимости уровнять шансы более сильных детей и детей послабее.

После того, как учитель проверил все варианты каждого ученика, он заносит результаты в сводную ведомость.

При проведении биатлона недопустимо, чтобы какой-то ученик закончил свой вариант, а свободных вариантов у учителя нет. Поэтому на класс нужно иметь 5-6 книжек с биатлоном (по одной книге на 5 учеников).

  • Биатлон 1. Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
  • Биатлон 2. Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
  • Биатлон 3. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
  • Биатлон 4. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
  • Биатлон 5. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

Ребусы.

Название этой популярной головоломки произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: « Не словами, а при помощи букв». Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 году. Составил его Э. Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году на страницах журнала « Иллюстрация».

Ребус- это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.

На занятиях по математике детям надо предлагать, не какие угодно ребусы, а только те, которые имеют определённую связь с математикой: либо в изображении встречаются математические знаки, либо в ответе содержится математический термин, либо имеет место первый и второй признаки одновременно.

Ш М Е Л Ь

Ш М Е Л Ь

______________

Ж У Ж Ж А Т

Задание:

Расшифруйте запись, соблюдая условия: одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы - разные цифры.

Ответ.

ШМЕЛЬ - соответствует числу 90573,а слово ЖУЖЖАТ - числу 181146

9 0 5 7 3 9 0 5 6 7

9 0 5 7 3 9 0 5 6 7

___________ _________

1 8 1 1 4 6 1 8 1 1 3 4

Источник

20.01.2020 08:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!