СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие звукопроизношения у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.

На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с очень искажённым, неточным звуковым составом. Однако с возрастом звуковой состав произносимых слов постепенно уточняется, совершенствуется, всё более и более приближаясь к имеющемуся в речи взрослых образцу.

Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5 – 6 летнему возрасту, когда ребёнок правильно («как взрослый») может произносить все звуки речи.

Однако, к сожалению, так происходит далеко не всегда. У многих детей своеобразия в произношении звуков речи не исчезают к концу дошкольного возраста.

В этом плане вредно постоянное пребывание ребёнка в среде малолетних детей – здесь отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо так называемое «сюсюкание» взрослых с ребёнком, лишающее его не только правильного образца для подражания, но также и стимула для совершенствования своего звукопроизношения : ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз ребёнок не захочет с вами общаться.

Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь наблюдений за ребёнком. Записывайте все его достижения.

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.

Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.

Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.

Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. Самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Из всего вышеперечисленного следует, что становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Но, однако, таких детей у нас очень и очень много. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он как бы «ведет» за собой артикулирование звука, которое постепенно все более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2 лет, что позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми людьми. Именно, это и заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Отсюда следует, что ребенку очень важно слышать правильную речь окружающих. Именно правильная речь взрослых способствует нормальному речевому развитию детей.

Категория: Логопедия
18.12.2018 19:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!