СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте

При поступлении детей в школу выявлено, что у 56,3% обучаемых не сформирован или сформирован на низком уровне звуковой анализ слова Некоторые учащиеся не выделяют первый звук в слове, не говоря о структуре слова в целом, делении на слоги, определении ударного звука, слога. Специфика звукового анализа предполагает овладение двумя сторонами обозначенного процесса. Первая сторона – слово имеет значение. Звучащее слово – последовательность звуков, написанное слово – последовательность букв. Замена одного звука или буквы всегда приводит к изменению, или даже разрушению содержания. Вторая сторона – алгоритм действий звукового анализа.

Я применяла ряд упражнений, направленных на формирование звукового анализа слова. Вот некоторые из них:

1.Выделение первого звука в слове (согласного). Подготовьтесь сказать слово, не раскрывая рта.

2.Придумайте слова, в которых звук [ ...] был бы в середине, в конце слова (имена людей, клички животных, слова о зиме и т.д.).

3. На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются звуком [ ...].

4. Рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в словах.

5. Твёрдый-мягкий. Используются сигнальные карточки.  Сигнальные блокноты используются на протяжении всего обучения Если слышится мягкий звук( в начале, в середине, в конце слова, в зависимости от установки учителя)  дети используют карточку  (зелёная)  , если    твёрдый, то (синяя)          .

6. Полсловечка за вами. (бал...кон, во...рон).

7. Звук заблудился.

8. Слоговой аукцион. (Ба...-ня,-нан,-ран). Выигрывает тот, кто назовёт слово последним.

9. Узнайте звук. Вставайте, если услышите звук [ в,в']. Разложите по полкам вещи: на первую, если услышите звук [ ...] в начале, на вторую, если в середине, на третью, если в конце.

10.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

11.Запомните слова со звуком [ ...], [ ...'], которые встретятся вам в сказке, рассказе.

12.Добавьте звук. Скажите, какое получилось слово. Добавьте недостающий звук, чтобы получились различные слова: ме...(мел, медь и т.д.).

13. Реконструкция слов: Замени первые буквы в слове: дом-том, лом-...

 14.Перевёртыши: кот-ток, сорт-трос...

15.Добавление звуков к одному и тому же слову, чтобы получились новые слова: па-пар, пара, парад

16.Добавление звуков в начале, середине, конце слова: тол-стол, рот-крот, дар-удар, сова-слова, рот-рота.

17.Исключение звука из слова: роса-оса и др.

 

Особое внимание на уроках русского языка я уделяла построению схемы-модели слова. Основную задачу звукового анализа с составлением схемы-модели звучащего слова нельзя сводить только к изучению и выделению нового звука и буквы. Это формирование речевого слуха учащихся, развитие их умений различать и выделять отдельные звуки в слове, а также умений устанавливать  последовательность звуков в слове и характер их взаимосвязей. Действие звукового анализа с составлением схемы-модели слова оказывается идентичным действию письма, только вместо буквенного кода используют символы обозначения звуков соответствующими значками.

Очень важно, чтобы звуковой анализ проводился одновременно с составлением схемы-модели. Ученик произносит слово, один за другим «ловит» «летучие» и фиксирует их последовательность на модели. Составление схемы-модели чаще всего происходит под руководством учителя. Трудности испытывают читающие учащиеся: буквенная «одежда» слова мешает осознаванию состава звучащего слова. Звуковой анализ с построением схемы-модели лучше проводить дифференцируя учащихся, исходя из уровня сформированности звукового анализа.

 

Звуковой анализ с построением схемы модели всегда предшествует выделению определённого звука, наблюдению за ним.

Для выделения звуков в словах используются на начальном этапе короткие слова (3-4 звука), чтобы не отвлекать внимание множеством других звуков. Очень важно уделять должное внимание артикуляции. Наблюдение за произношением всегда предшествует введению терминов (мягкий, твёрдый, звонкий –глухой, гласный-согласный).

При изучении звуков языка (сначала согласных, потом гласных, согласно методики А.Клышки) каждая буква заселяется в «Лента букв» и имеет своё место в зависимости от характеристик обозначаемого звука. Уже в добукварный период дети наблюдали за тем, что 2 звука имеют одно и тоже буквенное обозначение, а значит произношение и написание не совпадают.

При изучении букв алфавита за каждой буквой прочно закрепилось её звуковое значение.

       Для умения обозначать звук буквой мной проводились следующие упражнения:

1. Соедини картинку и слово: Картинки (гусь, кот, пень, бук, лев, мак, холм) , слова (…).

2. Подпиши картинку словами.

3.Диктанты слов. Например:

дом, Том, день, пень, Паша, каша, сам, зонт, семь. Дети в тетради записывают:

4. Перевёртыши:  Кот –       ток-       сорт-         трос

5. Занимательные модели. Придумайте как можно больше слов по этим моделям: (Бок, бак, бык),  (Вал, вёл, вол),  (Бант, бинт)

 6.Найдите слово в слове:                 Волк   вол    брак      рак

7. Большую роль отвожу дидактическим играм / ПРИЛОЖЕНИЕ №  1   /

 

8. Одновременно большое внимание я уделяла развитию мелкой моторики рук. Это обводка, штриховка, шнуровка, «вышивание» большими стежками по образцу, моделирование букв из пластилина, проволоки, спичек, шнура, из элементов букв, реконструирование букв.                              / ПРИЛОЖЕНИЕ №  2  /

 

9. Развиваю тактильные ощущения. Это игра «Узнай букву на ощупь», «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка». Задания: написать букву на спине друга, на своей ладошке, колене, в воздухе.

 

Очень важным является осознание каждым ребёнком значения правильного выбора буквы для обозначения звука. Мотивацией к такой деятельности служит понимание того, что замена одной буквы приводит к изменению или даже разрушению содержания.

В данном случае создаётся проблемная ситуация, например, используя слова плот и плод. Обязательным здесь является выяснение значения слов, введение их в предложение. После выполнения звукового анализа делается вывод об одинаковом звучании слов. Но это разные слова. Как же различить их на письме? Перед детьми поставлена орфографическая задача, которую они под руководством учителя успешно разрешают – изменяют форму слова (игра «Один-много»); выделяют звуки [ д] [ т], наблюдают за тем, что на помощь пришёл гласный звук. В данном случае за гласным звуком закрепилось определение звука-помощника, который помогает слабому парному согласному звучать правильно.

Целесообразно вести систематическую работу по наблюдению за слабой позицией парных согласных на уроках чтения и письма, закрепление за парным согласным на конце слова понятия «опасное место», то есть место, где можно сделать ошибку.

Безошибочное и  быстрое определение ударения – основа становления орфографической зоркости. Объяснение ударения я начала с двухсложных слов, в которых слоги повторяются(мама, папа).

Ударный слог определяю как громкий и более длительный.

Для отработки умения обнаруживать ударный слог использовала:

- игровые  приёмы:«Позови слово», «Удивись слову», «Проверь себя» (перебирая по очереди слоги, ученик ставит ударение)

  -Измени ударение в слове

                 Гора, нога, сова, оса, коса, коза

                Горы, ноги, совы, осы, косы, козы

  -Собери слова из ударных слогов

  -Переставь слоги в слове, но сохрани ударение.

Две-три минуты на каждом уроке отводила ударению. После некоторого наблюдения за звучанием гласных в ударных и безударных слогах, было дано простое пояснение: только в ударном слоге гласный звучит чётко.

 

Систематическая и целенаправленная работа по обучению звуковому анализу даёт положительные результаты.?

01.01.2015 13:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!