СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является хорошо развитая речь, ведь в норме к 7 годам у ребенка формируются все компоненты устной речи. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте ребенок овладевает письменной речью. Именно речевая готовность к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно ребенок освоит школьную программу не только по русскому языку и чтению, но и по многим другим предметам. Именно поэтому важно, чтобы к началу обучения в школе у дошкольника были сформированы все компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь. Рассмотрим подробнее каждый компонент:
1. Звукопроизношение.
Ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи (говорить медленно или быстро).
Нарушение данного компонента может привести к тому, что ребенок будет писать слово так, как он его проговаривает. Это может выражаться заменой и пропуском букв на письме, а также ошибками при чтении, что влияет на понимание смысла прочитанного.
2. Фонематическое восприятие.
Ребёнок должен уметь:
- слышать, есть ли в слове заданный звук;
- различать слова, схожие по звучанию, но разные по значению (коза – коса, почка – бочка, лук – люк)
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количеств звуков и слогов в простых словах;
- подбирать слова на заданный звук.
Несформированность фонематического восприятия, с одной стороны, отрицательно влияет на развитие звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.
3. Грамматический строй речи.
Это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Данный речевой компонент состоит из навыков словоизменения и навыков словообразования.
Ребёнок должен владеть следующими навыками словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (напр., кошка, у кошки, с кошкой);
- верно употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (напр., синее платье, красный шарф);
- согласовывать существительные с числительными (напр., одна конфета, две конфеты, пять конфет);
В связи с недоразвитием этого компонента в речи ребенка можно наблюдать следующие аграмматизмы:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (напр., много стульев – «много стулов», у кошки – «у кошке», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (напр., над домом – «на домом», играть в прятки – «играть прятки»);
- ошибки согласования (напр., черный кот – «черная кот», пять конфет – «пять конфетов», синее платье – «синяя платье»).
Также у ребёнка должны быть сформированы следующие навыки словообразования:
- образование названий детенышей животных (напр., у козы – козлята, у волка – волчата);
- образование относительных прилагательных (напр., яблоко – яблочный, шерсть – шерстяной, лёд – ледяной);
- образование притяжательный прилагательных (напр., волчья лапа, заячий хвост, медвежья берлога, птичье гнездо)
- образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (напр., нос – носик - носище);
- образование глаголов с помощью приставок (например, бежать – прибежать, добежать, отбежать).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Ребёнок должен уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);
- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);
- подбирать метафоры (например, золотые руки);
- использовать слова и фразы с переносным значением (напр., сломя голову);
- подбирать синонимы (напр., большой – крупный, огромный);
- подбирать антонимы (напр., большой - маленький, холодно - горячо).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также могут возникнуть трудности в подборе проверочных слов на письме.
5. Связная речь.
Ребёнок должен уметь:
- свободно общаться развернутыми предложениями;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать предметы, события;
- раскрывать содержание сюжетных картин.
Нарушение развития связной речи может снизить успеваемость школьника по чтению и русскому языку, так как он будет испытывать трудности при пересказе, составлении рассказа, написании сочинений и изложений.
Таким образом, речь для будущего первоклассника играет очень важную роль. От уровня сформированности речевой системы дошкольника напрямую зависит качество его предстоящего школьного обучения. Поэтому очень важно своевременно, еще в дошкольный период выявлять и устранять все нарушения устной речи у детей.
© 2021, Астафьева Полина Михайловна 272