СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ребенок с особенностями развития в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок с особенностями развития в детском саду

Подготовила Драчёва Инна Николаевна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Ромашка» села Белянка Шебекинского района Белгородской области» Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности. Специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено. В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее - Программу). Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно- двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации). Поэтому цель Программы - создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется структурой дефекта и потенциальными возможностями каждого ребенка и включает в себя следующие направления. Сенсорное развитие (развитие зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса). Развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Развитие общей и мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики. Коррекция звукопроизношения. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Коррекция и развитие просодической стороны речи. Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование и развитие связной речи. Формирование фонетико-фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Коррекционно-развивающая образовательная деятельность осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Специалистами применяются разнообразные формы работы с воспитанниками. Это индивидуальная работа, организованная с учётом Индивидуального плана развития ребёнка, фронтальные и подгрупповые занятия, а также участие в режимных моментах группы. Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья). Коррекционно - развивающая работа осуществляется различными методами. Методы: *по используемым средствам *в зависимости от характера деятельности - Наглядные: непосредственное наблюдение (в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин). - Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание. - Практические: дидактические игры, драматизации, инсценировки, упражнения. - Репродуктивные (пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры). - Продуктивные (беседа, рассказывание, пересказ, д/и на развитие связной речи, творческие задания).

Коррекция и компенсация у ребенка психоречевых недостатков обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Важным условием является создание единого речевого режима в детском саду: погружение в единую лексическую тему, предъявление одних требований со стороны всех взрослых Учителъ-логопед/дефектолог: - проводит коррекционную работу по преодолению недостатков развития, и развивающую образовательную деятельность в ходе режимных моментов; - использует комплексный подход к решению проблем коррекции с использованием традиционных и нетрадиционных методов. Воспитатель: - организует образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм; - поощряет выбор детей в самостоятельной деятельности игр познавательно-речевой направленности; - стимулирует оречевление всей деятельности. Музыкальный руководитель: - вводит в практику элементы логоритмики; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации. Инструктор по физической культуре: организует игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного дыхания; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентировки. На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы. • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток - буклетов. • Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы). • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Огромное значение для успешной реализации Программы имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии ребенка, посещение ими консультаций, ИОД, совместное выполнение с ребенком домашних заданий (коррекционно-развивающих упражнений и игр, семейных проектов), контроль за правильным произношением и полученными навыками. Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования. Список литературы: 1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с Здо 7 лет. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240 с. 2. ОТ РОДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014,- 352 с. a. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 240 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

08.01.2018 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!