Ребенок с особыми образовательными потребностями
? это ребенок, нуждающийся в изменениях в окружающей его развивающей среде (игрушки, учебные пособия, помещения, учебные и воспитательные методы) с целью поддержания его развития.
? Необходимость изменений обусловлена возможностями, состоянием здоровья, языковыми и/или культурными ограничениями, качествами личности ребенка с особыми потребностями.
Ребенок, имеющий нарушения общения
? Не приобретает разнообразных и гибких способов адаптации к миру и взаимодействия с окружающими его людьми.
? Мир становится для него пугающим и опасным.
? В результате он уходит от контактов со средой и людьми .
? Из-за особой психической организации ребенок ищет доступные для него поведенческие штампы
Общение
? Важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
? Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Как же помочь ребенку решить эту проблему?
? Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина трудностей в общении со сверстниками, что мешает ребенку общаться.
? В зависимости от этой причины и выстраивается психолого-педагогическая помощь ребенку.
Основные группы трудностей в общении
? Ребенок не знает , как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
? Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любой общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом.
? Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в большей степени для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок не делится своими проблемами).
? Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении.
Работа с ребенком с проблемами общения
? Первая задача – изменить образ взрослого в глазах ребенка, снять отрицательную установку на взрослого как человека, который «все время мешает и чего-то требует».
? Надо вести себя так, чтобы ребенку захотелось прийти к нам еще раз.
? Организовывая, налаживая контакт, ни в коем случае нельзя начинать взаимодействие с ребенком с тех видов деятельности, к которым у него сформировалось негативное отношение.
? Когда контакт с ним налажен, когда он начинает нам доверять, мы очень осторожно, ненавязчиво вводим его в учебную ситуацию, выбирая наиболее интересные для него занятия.
Налаживание контакта
? Нужно быть очень чутким и внимательным, чтобы увидеть, насколько комфортно и спокойно чувствует себя ребенок.
? Взаимодействуя с ребенком на обучающих занятиях, следует учитывать свойственные именно данному ребенку темп и ритм деятельности.
? Устанавливая контакт, мы стараемся не быть активной стороной, не нарушать естественный для ребенка ход событий.
Работа с ребенком (из опыта работы%
? Цель: нахождение подхода к ребенку.
? Задачи: изучить особенности ребенка;
? Организовать особые условия для обучения;
? Наладить контакт для общения
Первые попытки взаимодействия с ребенком .
? Беседа с ребенком.
? Влияние на ребенка через близкого человека ( мать).
? Итог: результатов нет. Ребенок молчит.
? Наблюдение за ребенком:
? Ребенок не любит, когда к нему обращаются по имени.
? Не любит, когда трогают его вещи.
? На парте должны школьные принадлежности лежать так, как он положил.
? Держится обособленно. Не с кем не общается.
? На общение не идет, на уроках молчит.
? Итог: ребенок не подпускает к себе чужих для него людей.
Сбор информации о ребенке
Беседа с родителями.
Беседа с предыдущим учителем.
Беседа учителем предшкольной группы.
? Итог: ребенок привязан к матери и общается дома в основном только с ней, при незнакомых людях и изменении привычных для него условий, он молчит.
Создание условий для ребенка
? Посадка за отдельной партой.
? Увеличение расстояния парты от других.
? Беседа с одноклассниками.
? Подбор методик и приемов обучения.
Методы и приемы обучение
? Цель: Чтоб ребенок не боялся идти на телесный контакт и привыкал к новым людям.
? Игра: дидактические игры «Покажи на кукле», «Подойди и покажи», «Что мешочке?».
? Пальчиковые игры.
? Работа с картинками:«Найди такой же на столе», «Найди пару » «Лото»и др.
? Цель: заинтересовать ребенка и нет принудительного контакта.
? Использование компьютерных технологий на уроках: презентации, просмотр фрагментов мультфильмов, картин, рисунков.
Контроль полученных знаний через письменные задания
? Карточки с буквами или текст , цифрами.
? Игра «Поймай букву», «Ловец цифр»
Работа над налаживанием контакта
? Создание внезапных ситуаций:
? Случайные подсаживание к нему за парту.
? Внезапные случайные просьбы что-то дать из школьных принадлежностей или что-то подать.
? Создание естественной для него ситуаций, когда он не сидит в напряжении через игры, интересные рассказы и сказки, просмотр фрагментов мультфильмов.
? Ребенок заговорил через полгода.
? (Выявилось у ребенка нарушение речи, которое тоже повлияло на общение. Ребенок не может выговорить слово, заменяет звуки, переставляет звуки, словарный запас беден, отвечает односложно.)
? Стал играть с другими детьми.
? Если хорошо попросить, то дает школьные принадлежности другим детям.
? Но еще не любит быть в центре внимания.