СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о Русском Языке. Наталья Детюк

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКА О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Как-то раз Ромка Тетрадкин закончил делать уроки, сложил тетради и учебники в портфель, а правила о постановке знаков препинания не выучил. «Ну и что, — подумал Ромка, — в стародавние времена, как умные люди рассказывают, все слова писались слитно, и не только слова, но и целые предложения. Обходились же как-то люди без знаков препинания, и я завтра как-нибудь диктант напишу!» Время было позднее, и Ромка решил лечь спать. Вдруг слышит он шум какой-то, как будто ссорится кто-то, или спорит. Прислушался. Голоса доносились из его портфеля. Ромка достал из портфеля учебник русского языка, открыл его, а там… Собрались все знаки в ряд. Спорят. Оглушительно кричат. — Живу я в тексте много лет! Знал много радостей и бед! — Воскликнул вдруг Восклицательный знак. — Без меня нельзя никак! Я — важнейший в тексте знак! Вопросительный ему: — Ну, никак я не пойму, Это как? И почему? Завизжали Запятые: — Мы ведь знаки непростые! К вашему сожалению, стоим почти в каждом предложении! В спор вступили знаки прочие. Так сказало Двоеточие: — Каждый это должен знать: Нужно я, чтоб порядок соблюдать. Многоточие в ответ: — Без меня простора мыслям нет… А Тире и Скобки Всё шептали что-то робко… — Так, — сказала важно Точка. — Я, конечно, одиночка, Только вот вам что скажу: Со всеми вами я дружу. При всём к вам уважении, Но я заканчиваю предложение. Тут Знаки препинания заметили, что за их спором внимательно следит Ромка. — Ну, хоть ты нас рассуди, мил человек! Кто из нас важнее? — Да тут и спорить не о чем. Мы главные! — воскликнули Точка с Запятой. Ромке стало ужасно стыдно, ведь ни одного правила о них он не выучил. Поэтому и не смог рассудить, кто из них важнее. «Как же нам быть?» — задумался Вопросительный знак. «Я знаю, кто нам сможет помочь! — воскликнул Восклицательный знак. — Мы должны отправиться к царевне нашей, рассудительной Пунктуации!». Отправились Знаки препинания в путь. И Ромка отправился вместе с ними. Путь их пролегал через страну Невыученных уроков. «Смотри, Ромка, какая неразбериха происходит, когда нами пренебрегают», — многозначительно сказали Точка и Запятая. Посмотрел Ромка по сторонам. Невиданные вещи происходили в этой стране: Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая! (Б. Заходер) «Да, — подумал Ромка, — без помощи царевны Пунктуации нам не обойтись».

Наконец добрались Знаки препинания до дворца царевны Пунктуации. Попросили Знаки препинания царевну рассудить их спор. Точка сказала: «Я самая главная, потому что заканчиваю предложение, отделяю одну мысль от другой…» Выслушала своих подданных царевна Пунктуация, да и говорит им: «Все вы важны и нужны. Ты, Точка, определяешь границы предложений, отделяешь одно предложение от другого. А если в предложении выражается восторг, радость или сильное огорчение, то в конце такого предложения, несомненно, ты должна уступить своё место Восклицательному знаку. А если предложение содержит вопрос (кто-то кого-нибудь о чём-либо спрашивает), то ты, Точка, уступи своё место Вопросительному знаку. А чтобы вы поняли значимость и важность Запятой, — продолжала Пунктуация, — расскажу вам одну историю. Как-то раз мой батюшка повелел своим слугам установить статую золотую пику держащую. А они и не поймут — то ли статуя должна быть золотая, то ли только пика должна быть из золота. А порой, жизнь и дружба людей может зависеть от правильной постановки запятой в предложении. Например, «казнить нельзя помиловать» или «ссориться нельзя дружить». — Ну, Ромка, — обратилась Запятая к Ромке, — после какого слова нужно меня поставить, чтобы смерти и ссоры избежать? — После слова нельзя! — догадался Ромка. — А если бы подданные царя в его приказе поставили запятую после слова статую, то им статуя обошлась бы дешевле, потому что нужно было бы только пику из золота отлить. — Правильно, — похвалила Ромку царевна Пунктуация. — Без вас, уважаемые Знаки препинания, текст был бы просто набором слов. Рома, я знаю, что завтра тебя ожидает годовая контрольная работа по русскому языку, и чтобы с лёгким сердцем пойти тебе на летние каникулы, диктант нужно тебе написать на положительную оценку. Потому жалую тебе грамоту старинную, в которой я Закон постановки знаков препинания прописала, всем добрым людям на размышление… — Да-да, Ромка, выучи данный закон, и пятёрка тебе обеспечена, — поддержало царевну Тире. — А твои одноклассники больше не станут над тобой смеяться при чтении твоих сочинений. Из-за неправильной постановки знаков препинания у тебя в тетрадках творятся несуразные вещи, — сказала Запятая. — Ну, вспомни: в одном предложении у тебя скамейка ждала подругу — Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. А в другом — солнце почему-то блеяло — Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Даже рябчики у тебя заговорили — Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. А помнишь того несчастного, у которого по твоей вине на руках было 25 пальцев, а на ногах всего 20?! — Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. — Внимательно изучи грамоту, которую тебе пожаловала царевна Пунктуация, и исправь ошибки. Ребята, помогите Ромке правильно расставить знаки препинания в этих предложениях! Изучил Ромка сию древнюю грамоту и понял, что у каждого знака препинания своя функция. И все они нужны и важны, когда стоят в нужном месте.

ТОЧКА — Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

ДВОЕТОЧИЕ — Знак разделения. Разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Двоеточие ставится перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя всё лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют.

МНОГОТОЧИЕ — Знак завершения. 1) Оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. 2) Обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. 3) Многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. 4) Многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании). Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи — на заминки, вызванными различными причинами (волнением, например).

ЗАПЯТАЯ — 1) Это знак разделения. разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. 2) Это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Таким образом, запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами).

ТИРЕ — Знак разделения. 1) ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия; б) вторая часть указывает на следствие, результат; в) содержание частей противопоставлено. 2) тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. 3) оно может разделять пояснительные члены предложения. 4) тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). 5) этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. 6) после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. 2) им расставляется эмоциональный акцент. С помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. 2) он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.

КАВЫЧКИ — 1. кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. 2. в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. 3. кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

СКОБКИ — Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) С помощью ВЗ (!) мы доносим то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) ВЗ (?) обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). 3) автор, сочетая ВЗ (?) с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.

После внимательного прочтения этого документа Ромка Тетрадкин поблагодарил царевну Пунктуацию за помощь и ценный подарок и стал собираться домой. Попрощался со всеми Знаками препинания и отправился в путь-дорогу. «Удачи тебе, Ромка!» — крикнул ему вслед Восклицательный знак. «Ты всё запомнил, что сказала тебе царевна наша?» — заботливо спросил Вопросительный знак. «Я желаю тебе получать только хорошие оценки, успешно закончить учебный год, крепкого здоровья, хорошего настроения», — пожелала Ромке Запятая. «Пора прощаться», — немногословно сказала Точка. «А вы живите дружно и больше не ссорьтесь», — с улыбкой ответил Ромка.

С тех пор Знаки препинания зажили дружно, в любви и согласии. Ведь в единстве сила — и воевать, и пировать легче! Ну вот, дружок, и подошло к концу наше сказочное путешествие по царству-государству Русского Языка. Прочитали мы все сказки. Уяснили все подсказки. Путешествию — конец. Всё запомнил? Молодец!

17.07.2019 11:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!