СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смута, Смутное время. Из истории слов и выражений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XVII века в России разразилась гражданская воина. Недовольство политикой правящих кругов привело к крупным выступлениям крестьян, холопов, посадских низов, а также казачества и части высших феодальных сословий. Тогда же страна подверглась вторжениям польско-литовских и шведских войск, набегам крымских татар. Затянувшееся почти на два десятилетия лихолетье получило название Смуты, Смутного времени (гораздо реже оно определялось как разорение, «межусобное кровопролитие», «межусобная брань»).

В оценке Авраамия Палицына, выдающегося публициста и известного политического деятеля начала XVII века, переживаемые события явились «бедой во всей России» и общерусским «смятением». Про «смятение» (иногда «смятение велие») читаем в повестях, летописях, записках и документах XVII века.

В повести о «рожении» Скопина рассказывается, как «смутися Русская земля». Из Сказания о Гришке Отрепьеве узнаём, что при появлении отрядов самозванца под Черниговым «смутишася черные люди [городские низы] и перевязаша воевод». По словам видного писателя первой четверти XVII века князя И. А. Хворостинина, «сопостатныя народы [чужеземцы] смутили наши блаженныя роды». Патриарх Гермоген заявлял в 1606 году, что Лжедмитрий I «смутил Московское государство», того же якобы хотят и восставшие против царя Василия Шуйского.

Составители официальных документов того времени уверяли, что смуту «учинили» Лжедмитрий I, поддержавшие его жители Северской земли и поляки, а затем восставшие против царя Васи­лия служилые и «черные» люди южнорусских уездов. «Воровской смутой» считали восстания в Астрахани и Пскове.

В 1608 году царь Василий Шуйский писал предводителю ря­занского дворянства Прокопию Ляпунову, чтобы он не верил сму­там, т. е., очевидно, враждебной правительству молве. По-видимо­му, в том же смысле донской атаман «Епиха» Радилов в 1614 году говорил о «смутных словах» «воровских казаков», вызвавших кро­вопролитие в стране. Уже в Бельском летописце последней трети XVII века, встречаем слово смута в нескольких значениях. Смутой здесь оказываются московское восстание 1605 года и движение под предводительством Болотникова; симпатии к Лжедмитрию II и тяж­бы служилых людей из-за крестьян по случаю возобновления «вы­хода» в Юрьев день (Корецкий В. И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. М., 1975).

16 июля 1610 года смоленский дворянин Ю. Ф. Потёмкин был пожалован за то, что «в смутное прискорбное время» стойко сра­жался с врагами, «на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился». Эти строки, кроме указания на «смутное прискорб­ное время», вошли в формуляр жалованных грамот начала царст­вования Михаила Романова, которых известны десятки. Беглый московский подьячий Григорий Котошихин, автор известного сочи­нения о России времён царствования Алексея Михайловича, упо­минал так про «смутное время», когда «бысть в людях смятение и неприятельское нахождение» (Акты Московского государства, СПб., 1890. Т. I; Памятники дипломатических и торговых сношений Мо­сковской Руси с Персией. СПб., 1892. Т. 2).

В документах первой половины XVII века часто упоминается термин смутное время, а также словосочетания с ним «во все в смутные годы» воевода Прокопии Ляпунов сражался с «ворами» в Рязанском крае; в 1624 году руководители Печатного приказа до­кладывали царю о гибели жалованных грамот монастырям и церк­вам «в смутныя лета» (Веселовский С. Б. Источники XVIII главы Уложения царя Алексея. М., 1913).

Таким образом, выражения Смута или Смутное время упот­реблялись в «бунташном» столетии не только для обозначения гражданской войны, иноземной интервенции, но и для наименова­ния волнений, мятежей. Так, в царской грамоте 1634 года неудач­ный исход войны с Речью Посполитой объяснялся тем, что в госу­дарстве произошла смута. В челобитной служилого человека П. Протасьева (1649 г.) смутным временем назван бывший годом раньше «Соляной бунт»; так же определяется он в Новгородской Забелинской летописи конца XVII века. Вскоре после стрелецкого мятежа 1682 года в разрядном приказе составляется записка «Смутное время», посвящённая этому восстанию (Латкин В. Н. Земские соборы древней Руси. СПб., 1885; Тихомиров М. Н. Русское лето­писание. М., 1979; Андреев И. Л. Движение балашовцев // Вопросы истории. 1977. № 6).

Позднее, особенно в исторической литературе, термины Смута, Смутное время стали использоваться для обозначения бурных со­бытий начала XVII века. В 20–30-х годах XX века советские историки решительно отказались от этого определения как «дворянско-буржуазного». Оно стало возвращаться в научную лексику толь­ко сейчас, видимо, потому, что «не только соответствует словоупот­реблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.Начало XVII века и впрямь Смутное время: всё в движении, всё колеблется, размыты контуры людей и событий», налицо «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных» (Кобрин В. Б. Смутное время – утра­ченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991).

Источник: Солодкин Я. Г. Смутное время // Русская речь. – 1992. – № 6. – С. 104–106.

Эрнст Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»

Категория: Всем учителям
30.10.2016 16:19


© 2016 790

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!