Статья «Психологические аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроке математике в начальной школе.»

Статья "Психологические аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроке математике в начальной школе."

Проблема воспитания здорового школьника - проблема общегосударственная, комплексная. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направлеие учебно-воспитательного процесса.

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого - педагогические технологии, программы,методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровый урок - это тот урок, врамках которого удаётся активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок - это тот урок, плотность которого задаётся эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок - это тот урок, который не научает, а развивает.

За период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат.

Первое место среди академических предметов, которые представляют собой особую трудность в учении, отводится математике, как одной из абстрактных наук. Уроки математики занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей.

Для детей младшего школьного возраста чрезвычайно сложно воспринимать данную науку. Объяснение этому можно найти в трудах Л.С.Выготского. Он утверждал, что для того, "чтобы понять значение слова, нужно создать вокруг него смысловое поле. Для построения смыслового поля длжна быть осуществлена проекция значения в реальную ситуацию". Из этого следует, что математика сложна, т.к. является абстрактной наукой, например, невозможно перенести в реальность числовой ряд, ведь его в природе не существует.

Затруднения, возникающие у младших школьников в процессе обучения, можно объединить в три группы: биогенные,социогенные и психогенные, что обусловливает ослабление познавательных способностей (внимания, восприятия, память, мышления,воображения, речи)ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Общеизвестно, что именно затруднения в изучении математике часто являются главными причинами психологического дискомфорта,повышение уровня тревожности детей,ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, снижению качества здоровья.

Основные требования к содержанию обучения обучающихся математике с позиции здоровьесбережения школьников:

1.Разнообразие форм представления содержания,обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;

2.Включение в содержание сведений методотологического характера.

3.Возможность варьировать объём содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями обучающихся, исключая информационную перегрузку и "недогрузку".

Для оптимизации процесса обучения перед учителем должны стоять следующие задачи:

1.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, всязанных с социальнымаспектами жизни учащихся начальной школы;

2.Пропаганда здорового образа жизни;

3.Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития;

4.Способствоваь сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т.е. осуществлять личностноориентированный подход при обучении и воспитании.

Чтобы избежать усталости, нужно чередоватьформы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Чтобы не было перезагрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течении урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Интересные задания - "найди ошибку", "выбери ответ", различные тестовые задания, задачки-шутки, ребусы, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни учёных, открытия или необычные истории разрядят обстановку, позволят улыбнуться, переключиться и немного отдохнуть.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условийобучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Литература:

1.Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке // Начальная школа. 2010. №6

2.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112с. - (Педагогическая мастерская).

29.10.2018 22:09


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Похожие записи