СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кирдяшева Гульназ Наилевна, учитель английского языка МКОУ ХМР
«СОШ п. Сибирский» (Статья, написанная в годы работы в РБ)
ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов, поэтому проблема раннего языкового образования, под которым подразумевается взаимосвязанное обучение родному, обязательным государственным и иностранным языкам, является актуальной [2;51]. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчёркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Отличительной чертой Башкортостана является исторически сложившаяся система общеобразовательных учреждений, в которых бережно сохраняются и развиваются самобытные этнокультурные традиции. Позиция нашей республики – обязательный учёт в содержании образования национально-культурной и языковой самобытности народов и регионов. Поэтому важно сохранить в учебных планах школ предметы национально-регионального компонента. Речь идёт о родных языках, истории, географии, экономике и культуре Башкортостана, которые учитывают региональную и местную специфику.
В этом направлении я начала работать ещё в годы учёбы в БГПУ им. М.Акмуллы под руководством к.п.н., доцента Давлетшиной М.С. В настоящее время я работаю учителем английского языка и у меня есть прекрасная возможность использовать теоретические знания на практике. Так, учителями нашей школы была создана программа по изучению родного края на уроках английского языка: «My native country», а также в рамках нашей школы организована опытно-экспериментальная площадка «Местный компонент в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного и школьного возрастов в условиях школы» и ведётся активная научно-исследовательская работа совместно с обучающимися.
Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Сусловой Э.К. обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста [4;23].
Термин «этике» — французского происхождения и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе [1;119]. В ходе многочисленных работ мы определили, что содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов. Для этого ученики сами должны соблюдать определённые принципы.
К сожалению, в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только среди взрослых, но и среди детей. И внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла.
Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако результаты многих экспериментальных исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста.
У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.
Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.
Таким образом, принципы этики межнационального общения — это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.
Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно. Народы Урало-Поволжья издавна пользовались славой гостеприимного народа. В соблюдении традиций гостеприимства особо отличаются башкиры. Об этом немало писали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII – XIX веках. «Равенство во взаимных отношениях башкир сказывается всюду: каждый без различия, одинаково бывает у другого, пользуясь одинаковым угощением, правом голоса и мнения, поэтому в обращении их между собою нет принужденности и условности» – отмечал Рыбаков С.Г. [3;10]
Русских исследователей поражало открытое отношение башкир к совершенно незнакомому человеку, оказавшемуся его гостем, которого он видел в первый и, возможно, в последний раз в своей жизни. Хозяин старается при этом сделать для гостя все, что может. Если есть самовар, угощает чаем, айраном, сливками и домашним печеньем, а то и просто хлебом; богатый башкир, пользуясь, случаем, приглашает гостей и устраивает настоящий пир. Кумыс при угощении играет главную роль. Ухаживая за гостем, даже важным, башкир никогда не снизойдет до низкопоклонства, заискивания и т.д., сохраняет свое достоинство и держит себя независимо».
Башкирский народ издавна видел в гостеприимстве надежное средство, позволяющее установить дружеские, теплые, чисто человеческие отношения с окружающими. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре. Традиционным элементом гостеприимства считается то, что хозяин встречает гостей перед входом в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома. Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Нельзя быть выше пищи».
Гостеприимство у народов Урало-Поволжья часто отождествляется с хлебосольством. Отправляясь в гости, марийцы обычно брали с собой каравай хлеба, визит в гости назывался «ехать с хлебом». Красноречивы в этом отношении пословицы и поговорки: «Хлеб - всему начало» (удмуртская), «Хлеб греет» (марийская), «Хлеб – всему голова» (русская), «Хлеб – дороже золота» (чувашская), «Был бы хлеб, а песня найдется» (башкирская), «Сколько труда вложишь, сколько хлеба возьмешь» (мордовская). Обычно каждая семья с малолетства воспитывает детей в духе доброго и бережного отношения к хлебу. В этой традиции выразилось уважение к огромному труду землепашца и хлебороба. Такие народные обычаи преследовали одну цель – воспитать в человеке самые благородные, возвышенные чувства, развивать лучшие нравственные качества в подрастающем поколении и уважительное отношение к честному, напряженному труду земледельца.
Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения — языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, — это важнейший элемент культуры межнационального общения.
Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. Образцом в этом смысле являются англичане, которые поощряют любую попытку иностранца изъясниться на английском языке.
Таким образом, мы делаем вывод, что на основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. Также следует отметить, что гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки. И в формировании у учащихся этих простых гуманных качеств к представителям других культур большую роль оказывает именно деятельность педагога, поскольку характер человека начинает закладываться с маленьких лет.
Список используемой литературы:
© 2021, Кирдяшева Гульназ Наилевна 277