СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "«Обобщение по морфемике и орфографии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по в 5 «А» классе по теме: «Обобщение по морфемике и орфографии».

Эпиграф:

Орфография слова есть биография слова.

В. П. Шереметевский.

Цели урока: 1) повторить изученный материал по морфемике и орфографии;

2) закрепить имеющиеся знания;

3) развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: сигнальные карточки, цветок, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Слово учителя.

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Орфография. Конечно, не все орфограммы мы сегодня повторим, а те, которые изучили в разделе «Морфемика».

Начнём мы наше путешествие с разминки и повторим теоретические понятия, изученные в морфемике. Сделаем мы это с помощью цветка. Один человек отрывает лепесток и отвечает на вопрос, написанный на этом лепестке.

- Какие морфемы вы знаете?

- Какие морфемы входят в основу?

- Для чего служит окончание? Все ли слова имеют окончания?

- Рассказать о правописании приставок на з и с.

- Рассказать о правописании корней с чередованием.

- Рассказать о правописании о-ё после шипящих.

- Рассказать о правописании ы-и после ц.

- Произвести морфемный разбор слов: выходить, маленький, пригорок.

А сейчас мы с вами встретимся с королевой Орфографии и посмотрим, как вы усвоили орфограммы, изученные в морфемике.

3.Выходит королева Орфографии и произносит следующие слова:

Я королева Орфографии.

Люблю, когда всё знаете вы,

Умеете грамотно писать

И с чувством, с толком отвечать,

Когда мы пишем букву з в приставке,

А когда и эс.

В корнях лаг-лож, раст-рос и –ращ,

Когда мы пишем о и а.

Но и другие орфограммы

Мы тоже ведь не забываем.

Вы расскажете мне правила,

Напишете верно слова,

А в этом вам, друзья, поможет

Надёжная орфография.

Давайте посмотрим, как вы знаете орфограммы и проведём работу с сигнальными карточками. Перед вами на слайде слова с пропущенными буквами. Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с нужной буквой ( з и с).

Бе.вкусный, ра.жигать, ни.падать, ра.даваться,.беречь, и.давать,.гибать,.десь,.жечь,.дание, бе.порядок,.доровье,.давить, и.далека,.дравствуй, бе.крайний.

Переходим к следующей орфограмме «Правописание корней с чередованием» (лаг-лож, раст-рос-ращ).

Перел.жить, сл.гаемое, р.стение, выр.сли, сл.жить, р.сток, прил.гательное, изл.жение, отр.сль, выр.щу, дор.сти, предл.гать, разр.стается, р.стущий, Р.стов.

Следующая орфограмма «Буквы о-ё после шипящих в корне».

Ж.лтый, ч.лн, ш.пот, ш.в, щ.лка, капюш.н, ч.ткий, ш.лк, ш.рстка, ш.рох, ж.лудь, крыж.вник, ш.л, щ.тка, ж.сткий, ш.колад, щ.чка, ш.ссе, щ.лкнуть, пч.лка, ш.фёр.

И последняя орфограмма «Буквы ы-и после ц».

Ц.трусовый, ц.ган, с улиц., ц.ферблат, сестриц.н, ножниц., акац.я, ц.гейка, реакц.я, ц.ркуль, ц.нга, овц., синиц.н, ц.стерна, ц.плёнок, ц.рк.

- Молодцы. Хорошо знаете орфограммы.

А теперь вы поработаете корректорами и исправите ошибки, допущенные в словах (один ученик называет слова с ошибками, а остальные дополняют, если тот что-то пропустил).

Делегацыя Сдесь

Беспокойно Цыкорий

Расток Безграничный

Приложить Расти

Чёрный С улици

Шёв Шёссе

Излагать Збегать

Жёнглёр Отрасль

Последнее задание будет посложнее, так как нужно будет вставить буквы в слова не на одну орфограмму, а на разные ( все выполняют в тетради, после выполнения 2 человека рассказывают, какие буквы они вставили).

Прор.стают, прл.жить, предпол.гать, выр.сший, бе.страшный,.гореть,.десь, рукавиц., ж.рнов, выр.щенный, Р.стислав, ра.писание, ц.када, пол.жение, столиц., ч.лка, ра.стояние, р.сток, и.бегать, выр.стать, дистанц.я, бе.защитный, ц.ц, ш.рох.

Слово королевы Орфографии.

Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали хорошими знаниями орфографии. И за это я приглашаю вас совершить ещё одно маленькое путешествие в мир зимней природы и насладиться красотой зимних пейзажей. До свидания, до новых встреч! ( показ слайдов-картинок, сопровождающихся музыкой).

4.Слово учителя.

Вот и закончилось наше путешествие по стране Орфографии, но не закончилось изучение орфографии. Вскоре мы вновь встретимся с новыми её жителями.

5.Запишите домашнее задание: повторить теорию по морфемике и орфографии, написать сочинение-миниатюру «Красота зимней природы» ( по просмотренным слайдам, по личным впечатлениям).

6. Оценки с комментариями.

Категория: Русский язык
09.06.2015 14:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!