Су-джок терапия в логопедической практике

Слайд 1: Добрый день, сегодня я хочу представить вашему вниманию мой опыт по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством Су-Джок терапии».

Слайд 2: Слышала на свете чудо есть,

Что не можно глаз отвесть,

Шар колючий, словно ёж

Разноцветный он, хорош!

А создал его профессор

Из Кореи-Пак Дже Ву

Он известен, и скажу вам

Благодарны мы ему.

Шар здоровью помогает

Малышам речь развивает

И моторика всегда

Будет в норме, детвора!

Польза шарика огромна,

Нескончаема, объемна,

И скажу тебе, дружок

Имя шарика-Су-Джок!

Создатель метода Су-Джок терапии – корейский профессор, врач Пак Дже Ву. Он более 30 лет потратил на разработку данного метода.

Существует древняя китайская легенда, повествующая о том, что пять тысяч лет тому назад один китайский император династии Цин, постоянно мучился головными болями. Однажды, во время жуткого приступа мигрени, на его стопу упал тяжелый предмет, после чего вскоре боль исчезла. Императору стало интересно, и он решил продолжить свои эксперименты. Во время очередного приступа головной боли, он уже намеренно бросил на свою стопу тяжелый груз, и чудо повторилось – мигрень прошла. Так была открыта «биологически активная точка», и этот случай можно считать началом развития одной из древнейших оздоровительных методик, к которой и относится Су-Джок, являясь лучшим методом самопомощи.

Слайд 3: Кроме того, считается, что мизинец отвечает за работу сердца; безымянный - печени; средний - кишечника; указательный - желудка, а большой палец отвечает за работу нашей головы.

Научные исследования доказали, что развитие речевых центров головного мозга происходит под влиянием сигналов, идущих от пальцев рук. Поэтому одновременно с логопедическими упражнениями специалисты рекомендуют проводить массаж Су-Джок, направленный на активизацию работы маленьких пальчиков. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает Су-Джок терапия для детей.

Слайд 4: Преимущества Су-Джок терапии.

  • Простота применения. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
  • Не имеет противопоказаний к применению.
  • Безопасность использования. При неправильном применении Су-Джок терапии, это никогда не нанесет вреда, оно просто будет неэффективным.
  • Универсальность. Су-Джок терапию могут использовать, и педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.
  • Высокая эффективность. При правильном применении наступает ярко выраженный эффект.
  • Проводится в игровой форме, что так важно для дошкольников.
  • Массируя мышцы рук активизируется работа головного мозга, развивается речь, внимание, память, мелкая моторика.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

  • Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
  • Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж Су- Джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться
  • Повысить иммунную защиту организма.
  • Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
  • Подготовить руку будущего школьника к письму.

Слайд 5: А сейчас я предлагаю вашему вниманию виды работ с шарами Су-Джок на уроках логопедии. Для этого мы с вами поиграем. Итак, игра номер:

  1. Массаж Су-Джок шарами.

При использовании массажного шарика советую вам каждое движение рук представить в форме сказки и ваши воспитанники охотно и с удовольствием будут играть. Тексты сказок можно найти в интернете, а со старшими детьми сказку можно сочинить вместе со взрослым.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком-пружинкой сначала на правой руке, затем-на левой).

  1. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков в словах, слогах, фразах.

Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого пальца правой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

Примеры игр:

  • Шарик мы ладонью стук, повторяем в слове (в слове) звук. Дети повторяют определенный звук в слове (слоге) заданное количество раз, дотрагиваясь пальцами до колючек шарика.
  • Ты шарик катай, фразу верно повторяй.
  • Ты колечко катай, слог верно повторяй.
  • Шарик мне назад верни, слово верно повтори.

  1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.

Примеры игр:

  • Покажи шарик, если услышишь звук «Н», спрячь шарик, если этого звука нет.
  • Если звук услышат ушки, подними шарик над макушкой.
  • Игра «Телеграфисты». Простукивание шариком заданного ритмического рисунка.
  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

  1. Игры по подготовке к обучению грамоте и развитию речи.
  • «Весёлые звуки»

Цель: закрепить умение выполнять звуковой анализ слова, называть звуки, обозначая их половинками шариков соответствующего цвета: твёрдый согласный звук – синим, мягкий согласный звук – зелёным, гласный звук – красным.

  • «Твёрдый, мягкий»

Цель: закрепить понятия «твёрдый» и «мягкий» звук; развивать умение определять на слух звуки и поднимать шарик нужного цвета вверх.

  • «Шарик кати – слово говори»

Цель: закрепить умение называть слова на заданный звук.

Примеры игр:

  • Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери. (гласный звук-красный шарик, синий шарик-согласный звук, зеленый - мягкий согласный).
  • Раз, раз, раз, раз-слово выложи сейчас (дети выкладывают звуковую схему слова при помощи разноцветных шаров Су-Джок.
  • «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай.

  1. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Примеры игр:

  • Игра «Один-много». Прокати шарик и назови слово во множественном числе. (цветок-цветы, лист-листья, дом-дома и т. д.)
  • Игра «Назови ласково», «Кто у кого».
  • Передай шар по кругу и назови ласково друга, назови вежливые слова, слова по теме недели (назови птиц, овощи, фрукты, приметы времени года и т. д.)

  1. При совершенствовании навыков употребления предлогов:
  • Красный шарик положи в коробку, синий-под коробку, зеленый положи около коробки. Затем ребенок наоборот должен описать действия взрослого (красный шарик положили под коробку и т. д.)

  1. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

Примеры игровых заданий:

  • Надень кольцо на мизинец правой руки.
  • Возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и др.
  • Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать на какую руку и какой палец надето колечко. (дети одновременно запоминают названия пальцев руки).

  1. Использование Су-Джок шаров для развития цветовосприятия и обучения счету.

Варианты игр:

  • Разложи шарики по цвету.
  • Найди все синие (красные, желтые, зеленые).
  • Сделай шарики разноцветными (соедини разные по цвету половинки).
  • Какой шарик лишний.
  • Сосчитай все одинаковые шарики.

  1. Работа в альбомах подкрепляет слуховое восприятие зрительным и тактильным.
  • Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».
  • прокатывать их по нарисованным дорожкам различной конфигурации, провести по написанной букве или цифре, по лабиринту.

Главное - помнить золотое правило: игры и упражнения должны проводиться систематически.

Хочется надеяться, что приемы работы, предложенные в ходе мастер-класса, пригодятся вам в работе.

27.03.2020 01:13


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас