СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святитель Феофан Затворник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Епископ Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 23 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, после окончания Орловской семинарии был священником и 30 лет исполнял обязанности благочинного во Владимирской церкви этого большого села.

Детство и отрочество

Мать святителя Татьяна Ивановна была родом из священнической семьи, женщиной добросердечной, глубоко религиозной, смиренной и трудолюбивой.

Раннее обучение Георгия началось в семье. Отрок учился читать по церковным книгам, а храм и богослужение были основными его уроками. Домашнее воспитание прочно заложило в душе мальчика истинное зерно будущей жизни великого православного подвижника.

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище, а через шесть лет в числе лучших учеников был переведён в Орловскую семинарию. Отлично окончив семинарию в 1837 году, он получил назначение в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1841 году со степенью магистра богословия.

В последний год учёбы Георгий Говоров решил всецело посвятить служению церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение о постриге в монашество. Георгий писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединённой жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан.

Путь в монашестве

В апреле 1841 года инок Феофан в большом Успенском соборе Киево-Печерской лавры был рукоположен в иеродиакона, а 1 июля – в иеромонаха. Началась служба в учебных заведениях.

По окончании академии иеромонах Феофан был назначен на должность смотрителя Киево-Софийского духовного училища. Из первых двух десятилетий общественного служения святителя большая часть была посвящена педагогической деятельности. Перерывы в этом служении были связаны с пребыванием в заграничных миссиях Палестины и Константинополя.

За свои заслуги в миссии отец Феофан получил сан архимандрита. В 1855 году он был назначен ректором Олонецкой семинарии, а в 1857-м занял пост ректора Санкт-Петербургской академии. Его ректорство совпало с 50-летием академии. Ректор кроме воспитательной работы занимался богословской и редакторской. Свои сочинения он публиковал в журнале «Христианское чтение», который выходил под его наблюдением. За свои труды архимандрит Феофан был награждён орденом святого князя Владимира первой степени.

29 мая 1859 года архимандрит Феофан был наречён епископом Тамбовским и Шацким. В целях подъёма народного образования при содействии епископа Феофана было открыто много церковно-приходских школ и училищ, воскресных и частных школ грамотности, а также появилось женское училище с шестилетним сроком обучения.

Несмотря на многочисленные труды по управлению Тамбовской епархией епископ Феофан находил время для научной и литературной работы. В это время он создаёт богословский труд «Письма о христианской жизни», включающий в себя целую систему христианского нравственного учения.

22 июля 1863 года святителя Феофана перемещают на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру.

Епископ Феофан предпринимал путешествия в раскольнические центры епархии, где произнёс целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в Вязниковском уезде Богоявленское православное братство.

Наука о воспитании

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он окончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

Когда его спрашивали о лучших способах воспитания, он отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят». «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова», – советовал святитель. Этими взглядами епископ Феофан руководствовался и в своей педагогической деятельности. Первым из православных богословов епископ Феофан дал нравственным явлениям психологическое обоснование. Он фактически создал христианскую психологию, чему способствовали не только его наблюдения над духовным миром и глубина знаний в этой области, но и пережитый внутренний духовный опыт.

Изложением науки о воспитании стало сочинение святителя «Путь ко спасению». «Воспитание, – пишет Феофан, – из всех святых дел самое святое». Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Недостатками воспитания, по его мнению, являются: отдаление от церкви и её благодатных средств, что приводит к увяданию ростка православной жизни; невнимание к телесным потребностям, что приводит по мере развития тела к развитию страстей, овладевающих и властвующих душой; не направленное к одной цели развитие всех сил души, связанное с непониманием и невидением этой цели и путей её достижения, что приводит к заботе только об образовании; совершенное забвение духа, отсутствие страха Божия, молитвы, пренебрежение голосом совести. Заметил святитель и особый путь общения душ ребёнка и родителей через сердце, когда один дух влияет на другой.

Педагог-новатор

Наряду с учением о домашнем и семейном воспитании мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим своё время. Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Эта идея впервые была высказана представителями педагогического мира во второй половине прошлого столетия. Между тем святитель Феофан ещё в сороковых годах XIX века, будучи профессором столичной духовной академии, настойчиво проводил ту же мысль в своих лекциях.

Вся его педагогическая система коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. Он признаёт плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце. По его глубокому убеждению, всякая здоровая русская школа, к какому бы типу она ни принадлежала и какие бы науки в ней ни преподавались, должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности. Это не значит, что все науки должны преподаваться с религиозной точки зрения. Святитель желал только отметить, что вместе, а ещё лучше, прежде сообщения ребёнку каких-либо научных знаний, необходимо дать ему здравые понятия о важнейших христианских истинах – о Боге, мире, человеке…

Учёный инок Вышенской пустыни

За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо церкви преосвященный Феофан был награждён орденом святой Анны второй степени 17 апреля 1857 года и святой Анны первой степени 19 апреля 1864 года.

Посоветовавшись со своим духовником, митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство было удовлетворено. В Вышенской пустыни он провёл свою жизнь как учёный инок.

После пасхальных дней 1872 года святитель Феофан начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие отношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. Период затвора – это время его аскетических подвигов и самого плодотворного литературно-православного творчества. Труды святителя дают ответы на самые насущные вопросы духовной жизни и являются практическим руководством в деле спасения.

На пороге смерти

Свеча жизни святителя-затворника постепенно догорала, и он, сознавая это, спокойно ждал смерти. «Умирать, – писал Феофан, – это не особенность какая. И ждать надо. Как бодрствующий днём ждёт ночи, чтоб соснуть, так и живущим надо впереди увидеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда».

19 января 1894 года, около четырёх часов дня, епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня.

Тело почившего архипастыря было погребено в Казанском соборе Вышенской пустыни, в правом Владимирском приделе. Над могилой почившего усердием настоятеля обители архимандрита Аркадия и почитателей памяти епископа Феофана было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трёх книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».

Кстати

С 1999 года в Орле проходят ежегодные образовательные чтения, посвящённые памяти славного просветителя Феофана.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/svjatitel-feofan-vyshenskij-zatvornik

Категория: Всем учителям
04.01.2017 20:04


© 2017 561

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!