СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная кукла и техника вождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида — верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актера, как перчатка, и тростевые, туловище которых актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актер, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки-куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.

Ключ к пониманию подхода актера-кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера.

Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актера. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актеров («фартук»).

Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена), чаще всего перчаточным куклам не делают ног, но если актер держит куклу на определенном уровне, у зрителей создается впечатление, что они есть. Нужно всегда помнить, что кукла ходит по «воображаемому» полу, находящемуся немного ниже уровня грядки. Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении куклы назад не видно ее лица). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.

Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья — сгибанию в талии, движения всей руки — движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму ее поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперед к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, ее надо отвести на задний план и там опустить.

Разговаривает кукла, если актер в такт речи поворачивает ее голову, выделяя при этом важные слова движением корпуса куклы, жестами ее рук.

Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.

При работе с куклами надо обращать внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. Когда куклы делают из предмета, желательно, чтобы суть предмета или сочетания предметов, из которых она сделана, влияли на ее характер, способ существования, поведения.

Соблюдая эти правила техники вождения кукол, вы сможете оживить своего героя, и сделать сказку яркой и незабываемой!

Категория: Искусство
08.12.2018 20:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!