СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Методика преподавания безопасности жизнедеятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Социокультурные запросы и тенденции развития современного общества обуславливают необходимость формирования педагога нового типа, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к саморазвитию, способного выявить и создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения. Концепция модернизации российского образования требует подготовки качественно нового учителя в области безопасности жизнедеятельности, готового к работе в новых условиях, способного адаптироваться к педагогическим новациям современной школы.

    Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образовательного процесса. Информатизация образования рассматривается как процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение информационных технологий в процесс обучения ОБЖ требует от педагога умений использовать информационные ресурсы; организовывать дистанционное обучение; вести электронные документы; разрабатывать интернет- уроки.

    Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

    Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    Уровни познавательной деятельности.

    Уровень познавательной деятельности закладывается преподавателем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия.

    Выделяются:

    Рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися.

    Репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения материала.

    Эвристический уровень отличается снижением активной роли педагога на занятии. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя, подводят учеников к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на уроке.

    Исследовательский уровень определяется следующими условиями:

    1. Педагог на уроке занят только контролем выполнения заданий, управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.

    2. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом урока. С другой стороны, избыточное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возможность воспринимать логику изучаемого материала.

    Характеристика некоторых особенностей организации урока.

    Начинать урок рекомендуется с установки, активизирующей учащихся, готовящей их к познавательной деятельности. На этом этапе ученик должен внутренне подготовится к восприятию материала, выполнению каких-либо заданий.

    Начинать занятие лучше с объявления его темы, значения и места в курсе ОБЖ, формы его проведения. Затем проверить подготовленность рабочего места учащихся, в зависимости от формы занятий и применяемых методов можно провести инструктаж по условиям работы на данном занятии.

    Изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на уроке темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у учеников знания и умения.

    На восприятие материала, отношение к нему, оказывает влияние не только его "интересность" для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность учителя, манера его речи, поведение, а часто - настроение и внешний вид.

    Методическая характеристика уроков:

    1. Вводный урок

    Характеристика. Урок этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Урок ставит своей целью создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).

    Состав

    1. Представление учителя, знакомство с новыми учениками. Эта составляющая урока используется или в начале нового учебного года, или при приеме класса в течение года.

    2. Состав, структура и значение материала курса (раздела).

    3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых учителем к учащимся, правилах работы на уроках при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предметов оснащения учащегося (ручки, тетради, учебника и других принадлежностей).

    2. Объяснительный урок

    Характеристика. Данный урок целиком посвящается изучению нового материала.

    Состав

    1. Подготовительный этап. В него входят постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

    2. Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала.

    3. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствующим логическим разделам темы.

    4. Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.

    5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Урок данного типа применим при значительном объеме и сложности новой информации. Он может быть довольно широко использован при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных, кино- и видеопродукции). Незаменим при использовании слайдов, видеороликов и видеофильмов.

    3. Учетно-повторительный урок

    Характеристика. Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.

    Состав

    1. Постановка задач урока.

    2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний

    3. Постановка и выполнение заданий.

    4. По возможности - подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности ответов учащихся. При контроле сложных или объемных тем и разделов в форме письменной контрольной работы данный этап может быть перенесен на один из последующих уроков.

    Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основными являются вопросы учителя. В зависимости от формулировки, они заставляют ученика сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.

    При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень активности ученика в процессе выполнения групповых работ, качество его докладов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ и лабораторных работ.

    4. Комбинированный урок

    Является наиболее распространенным в образовательном процессе.

    Характеристика. Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.

    Состав

    1. Подготовительный этап: разъяснение задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

    2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.

    3. Проверка домашнего задания.

    4. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение.

    5. Закрепление и проверка результатов работы на уроке. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала урока главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены учащимися.

    6. Задание на самостоятельное изучение дома и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесообразно переносить этот этап на конец урока, когда внимание учащихся заторможено. Домашнее задание может быть объявлено перед изучением нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопровождаться детальным и инструкциями по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до учащихся как правильно выполнить самостоятельное задание, какие знания и умения необходимо приобрести и хорошо усвоить.

    Частое использование комбинированного урока, к сожалению, приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Некоторый положительный эффект дает изменение структуры урока, порядка использования его частей, но и в этом случае возможности активизации внимания учащихся через некоторое время исчерпываются. Наиболее применим комбинированный урок в изучении объемных тем, в первую очередь в тех случаях, когда вновь изучаемый материал является логическим продолжением и развитием ранее полученной учащимися информации.

    Основные методы работы с материалом курса БЖД

    Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:

    • речевые;

    • наглядные;

    • практические;

    • контрольные;

    • мнемонические.

    Краткая общая характеристика каждой из них помещена непосредственно перед описанием методов указанной группы.

    1.1 Речевые методы в основном могут быть использованы на таких уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.

    1. Рассказ

    Фронтальный метод. Применяется для раскрытия вопросов малознакомых учащимся, когда у них еще нет достаточных знаний для организации плодотворной беседы. Применим в тех случаях, когда от учащихся требуется не столько понимание тех или иных процессов, сколько их образное и последовательное описание.

    2. Лекция

    Фронтальный метод. Характеризуется монологом учителя, построенному по принципам научности, систематичности подачи материала темы или объемного вопроса программы. Содержание лекции, должно отличаться внутренней, легко прослеживаемой логикой изложения, значительным количеством ярких подробностей, иллюстрирующих отдельные положения текста и применяемые в нем научные термины. Лекция должна обладать значительными признаками рассказа и, желательно, элементами беседы.

    3. Беседа

    Фронтальный либо индивидуальный метод. В беседе изложение учителем содержания урока соседствует с вопросами, задаваемыми им учащимся. Вопросы должны опираться либо на данные, известные учащимся из средств массовой информации, либо на знания, усвоенные на предыдущих уроках изучаемого курса или других предметов. В ходе ответов на данные вопросы производится контроль степени усвоения излагаемого материала.

    Вполне приемлема и такая форма беседы, когда излагаемый учителем материал провоцирует учащихся на постановку учителю вопросов по изучаемой или смежной теме. Такая беседа значительно активизирует интерес учащихся к излагаемому в ответ на заданный вопрос материалу, обеспечивает более высокую степень его усвоения.

    Эвристическая беседа отличается особой формой вопросов, так называемыми "наводящими". При правильных ответах на подобного рода вопросы учащиеся должны самостоятельно прийти к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса.

    4. Доклад

    Индивидуальный метод. Данный метод эффективен в тех случаях, когда требуется осуществить изучение нового материала в нетрадиционной форме. Доклад (серию докладов) предлагается подготовить наиболее успевающему учащемуся (группе учащихся) с целью их последующего заслушивания на уроке. Темы докладов задаются таким образом, чтобы они взаимно продолжали либо дополняли друг друга, и, таким образом, охватывали всю тему урока. При инструктаже учащегося требуется четко сформулировать тему доклада, определить источники информации, необходимые для его написания, максимальный и минимальный объем, а так же при необходимости - его план.

    Обычно доклады распределяют за 1-1,5 недели до запланированного по данной теме урока. За день до урока крайне желательно просмотреть готовый доклад на предмет случайных ошибок или неверно понятых терминов.

    Доклад осуществляется в форме словесного изложения. Необходимо учитывать, что заучивание текста доклада наизусть приводит к перегрузке докладчика, а чтение доклада "с листа" - к невнятности речи и резкому снижению эффективности восприятия у группы. Для того, чтобы стимулировать внимание учащихся к докладу, перед ними необходимо поставить некую задачу или дать задание, решаемое с помощью информации, имеющейся в тексте доклада. Кроме того, желательно поощрять различные вопросы у класса к докладчику.

    1.2 Наглядные методы также используются на уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний и предназначаются для зрительного восприятия информации учащимися. Применение этих методов улучшает понимание материала, позволяет его определенным образом систематизировать и структурировать.

    Список литературы:

  • http://www.obzh.ru/
  • Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности под редакцией Л. А. Михайлова. Электронный ресурс URL: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21234.pdf
  • Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Н.П. Абаскалова.- Новосибирск:Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135 с.
  • Емельянчик, В.К. Ваши шанс избежать беды: учеб. пособие (Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности») / В.К. Емельянчик, М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002. – 240 с.
  • Картавых, М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / М.А. Картавых / Под ред. Г.С. Камериловой. – Н. Новгород: НГПУ, 2008. – 94 с.

Категория: ОБЖ
18.01.2019 18:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!