СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Именительный падеж
Цель: знакомство с именительным падежом имени существительного;
Задачи урока:
образовательная:
- познакомить учеников с особенностями существительных в именительном падеже;
коррекционно-развивающая:
- коррекция устной и письменной речи;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать у учащихся любовь к предмету.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская 5 класс, карточки с заданием, схема разбора имени существительного.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Технологии: групповая, игровая, ИКТ, здоровьесберегающая.
Планируемые результаты:
-научились определять именительный падеж у существительных;
- закрепили навык определения основы предложения;
-развивали речь, логическое мышление;
- развивали коммуникативные качества
-учились делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент. (создание эмоционального настроя)
- Здравствуйте, ребята! садитесь!
«Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!»
- Вот такими словами я бы хотела начать наш урок, ребята. Посмотрите на свое рабочее место! Всё ли вы приготовили? (учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, резинка)
- Ребята, сегодня в нашем классе необычный урок. У нас гости. И я надеюсь, что им у нас очень понравиться, а вы сумеете показать, чему научились за это время.
На уроке вы будете:
- выполнять задание;
- давать полные ответы,
- не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво,
- внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей,
В процессе урока за каждое выполненное задание вы получите фишку.
В конце урока мы подведём итог. Кто больше всего набрал фишек.
Тема нашего урока "Именительный падеж ".
На уроке мы узнаем о существительных в именительном падеже, об их особенностях.
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему нашего урока.
(положите ручки и послушайте меня)
- Ребята, сегодня к нам на урок пришел еще один гость! Вы его очень хорошо знаете! ЭТО- БУРАТИНО! (прикрепляю на доску буратино). И пришел он к нам не с пустыми руками – а с конвертом! БУРАТИНО просит вас помочь ему выполнить домашнее задание. Как вы помните, он не очень любил ходить в школу и много пропускал занятий. И теперь ему сложно справиться в одиночку. Он просит помощи у вас! МЫ ПОМОЖЕМ ЕМУ!? (раздаю конверты с буквами)
- Ребята, БУРАТИНО нужно было вставить пропущенные орфограммы в словарные слова. У вас в конвертах лежат буквы. Ваша задача вставить нужную букву в словарное слово.
II Словарная работа
- Приступаем к работе.
( на доску прикрепляю слова по очереди, ученики выходят к доске и вставляют нужную букву)
Остальные дети проверяют и записывают
ГЕРОЙ; БОТИНКИ; СТОЛИЦА; БИБЛИОТЕКА; ВЕРБЛЮД; ФИЗКУЛЬТУРА; ЖЕЛЕЗО; ОХРАНА.
- Итог задания. Молодцы! ребята, БУРАТИНО вас благодарит за помощь и дарит вам по одной фишке. (раздаю фишки) (убираю буратино с доски)
III. А сейчас закрепим знания об имени существительном.
- Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали в словарной работе. Скажите, какая это часть речи? (Имя существительное).
- Докажите, рассказав про имя существительное, согласно плана.
(на доску вывешиваю схему разбора существительного) (раздаю фишки отвечающим)
- Теперь посмотрим, как вы можете применять полученные знания.
Работа с карточкой I.
- Ребята, я раздаю вам карточки. У вас написано по 4 слова. Ваша задача сделать самостоятельно разбор этих слов согласно схеме на доске.
3. Итог выполнения задания. Ученики зачитывают по одному слову, остальные проверяют. (раздаю фишки)
Слон - сущ. одуш., нариц., одуш., ед. ч., м.р.
Дерево - сущ. неодуш., нариц., ед. ч., м.р.
Белка - сущ. одуш., нариц., ед. ч., ж.р.,
Африка – сущ, собств, неод, ж.р., ед.ч.
- Ребята, составьте устно 2 предложения с этими словами.(раздаю фишки)
- Сейчас проверим знание падежей.
Работа с карточкой II.
Поставьте данные существительные в указанных падежах.
Трава ____кого? чего?______ Р.п._____травы___________
____кому? чему?______ Д.п._____траве___________
_______кем7 чем?___ Т.п._____травой___________
Окно ___кого? чего?_______ Р.п._____окна___________
___кому? чему?_______ Д.п.____окну____________
_______кем? чем?___ Т.п._______окном_________
Стол
_____кого? чего?_____ Р.п.______стола__________
___кому? чему?______ Д.п.______столу__________
_______кем? чем?___ Т.п._____столом___________
Проверка: 3 ученика у доски записывают ответы, остальные проверяют. (раздаю фишки)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
IV. Итак, переходим к теме урока: "Именительный падеж»
- Почему И.п. так называется? (я расскажу вам немного из истории)
История его восходит к древним временам Греции и Рима. Первыми
Название для него придумали греки (ономастика птозис)
Римские учёные перевили эти слова на латынь: (казус Номинативус).
И греческое онома и римское номен одинаково означали "имя".
Русские перевели это слово на русский язык как именительный, т.е. тот, который называет, именует.
(на доске записаны 2 предложения)
1. Праздник закончился.
2. Дети разошлись по домам.
- Давайте прочитаем предложение, записанное на доске.
- Найдите главные члены предложения, укажите часть речи и укажите в каком падеже стоит подлежащее?
- Дети, в чём мы убедились? (в том, что существительное, стоящее в И.п. в предложении является подлежащим). (записывают предложения в тетрадь.)
А сейчас обобщим всё сказанное и выведем правило.
Итак:
1. Именительный падеж отвечает на вопросы Кто?, Что?
2. Именительный падеж - имя предмета, начальная форма наименования.
3. слова, стоящие в И. п. никогда не имеют предлога.
4. Существительное, стоящее в И.п., в предложении всегда являются подлежащим.
-Ребята, какое сейчас время года? (зима).
- Какая погода бывает зимой? (морозная, ветреная, холодная).
- Придумайте предложение, в котором слово ветер является подлежащим. (Дует сильный ветер. Подул резкий холодный ветер.)
Проверка (Дети зачитывают предложения с места. Раздаю фишки.)
V. Работа с учебником.
1. -Давайте откроем учебник на стр. 136 и ещё раз прочитаем правило.
2.- А сейчас выполним упражнение № 217.
- Послушайте задание к упражнению.
- Проверка. Ребята, назовите одуш. существит. и неодуш. (выдаю фишки).
VI. РАЗДАЮ ЛИСТОЧКИ С ТЕКСТОМ
Ребята читают отрывок из стихотворения.
Сельское утро.
Звон из кузницы несётся,
Звон по улице идёт:
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идёт.
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лёд:
(А.Т. Твардовский)
- Назовите главные члены предложения (устно).
- Ребята, давайте запишем первое предложение: Звон из кузницы несётся.
- Выделите главные члены и определите падеж существительных.
Под подковой хрустнул лёд.
- Проверка. Итог выполнения (фишки)
VII. Подводим итог урока.
Итог урока.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Именительном падеже? (Кто?,Что?)
- Употребляются ли имена существительные в именительном падеже с предлогами? (Нет)
- Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные в именительном падеже? (подлежащим)
VIII. Домашнее задание.
стр.135, упр.216.
Подсчёт фишек, выставление оценок.
© 2016, Казаева Елена Анатольевна 1688