Трудности молодого специалиста в малокомплектной сельской школе при реализации ФГОС

На современном этапе внедрения ФГОС в систему образования считается, что молодой специалист с точки зрения методики, психологии, педагогики подготовлен к работе в сельской школе. Однако наряду с обычными комплектными школами существуют и малокомплектные, в которых учебно-воспитательный процесс выстраивается совершенно по-другому. В связи с этим возникают определенные трудности, о которых хочется рассказать подробно.

Первая трудность – это отсутствие параллельных классов и наличие от 1 до 3 учеников в группе. При реализации требований ФГОС малая наполняемость класса оказывает существенное влияние на организацию урока и его проведение, на формирование видов универсальных учебных действий. Такое количество учеников препятствует организации коллективных форм работы на уроке. Кроме того, если возникает необходимость проведения объединенного занятия, то приходится привлекать 7-9 классы.

Вторая трудность – это формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Эта трудность является следствием предыдущей проблемы, поскольку сформировать сотрудничество между одним или двумя школьниками или с учителем несложно. А вот что делать, если коммуникативные действия больше не с кем развивать или их формирование требует совмещения классов, что также необходимо многократно продумывать и только потом организовывать?

Этот вопрос доставляет множество проблем, поскольку опыт проведения занятий в малокомплектных школах еще только нарабатывается. Кроме того, в вузах отсутствуют практические занятия по работе в малокомплектной школе.

Также можно отметить, что существует проблема недостаточности методических ресурсов федерального уровня для организации образовательного процесса в школах с малой численностью учеников.

Третья трудность – это развитие познавательных универсальных учебных действий. Из-за ограниченного круга общения школьников малокомплектной школы, отсутствия соревновательного момента, малого числа когнитивных ориентиров и постоянного контроля учителей снижается мотивация учения, что влечет за собой слабый уровень формирования познавательных интересов. Снижению уровня становления познавательных действий также способствует нахождение в однообразной обстановке, отсутствие контактов с другими школьниками, однообразие форм преподавания предмета.

Четвертая трудность – это плохо развитая материально-техническая база школы по преподаваемому учителем предмету. Разрешение данной трудности позволило бы ему развивать коммуникативные и познавательные способности детей. Кроме того, на современном этапе модернизации образования создается огромное количество дистанционных образовательных ресурсов различным направлениям, но к ним трудно присоединиться, поскольку в школе существует проблема - недостаточно компьютеров, слабая скорость интернет - соединения, отсутствие доступа к Wi-Fi.

Пятая трудность – отсутствие разработанных и апробированных организационно-педагогических моделей (технологий) учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, которые бы обеспечивали достижение требуемых ФГОС результатов. Кроме того, это связано с удовлетворением потребности молодых специалистов, работающих по подобным технологиям, соответствующими педагогическими, психологическими и методическими рекомендациями.

Подведем итог. В настоящей статье были перечислены основные трудности в организации молодым специалистом учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС. Стоит также отметить, что выявленные особенности работы в малокомплектной школе тесно взаимосвязаны. Совершенствование или ухудшение, например, материально-технической базы, соответственно, способствует успешному формированию коммуникативных, познавательных учебных действий или значительно препятствует этому процессу.

В целом, малочисленная (малокомплектная) сельская школа - это вид современной школы, имеющей специфическую организацию учебно-воспитательного процесса, требующего от молодого сельского учителя не только высокой квалификации, но и практических навыков, которые позволят результативно выстраивать процесс овладения универсальными учебными действиями. Эффективным средством для решения обозначенных трудностей, связанных с внедрением ФГОС, станет подготовка или переподготовка специалистов, планирующих работу в сельских школах с малым числом обучающихся. Кроме того, этим решением станет организация курсов повышения квалификации для подобных специалистов.

Молодой специалист

МКОУ «Юксеевская СОШ»

Учитель биологии, химии

Корнеева Елена Андреевна

Категория: Биология
15.10.2016 09:10


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас