СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель-логопед это специалист, который занимается коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Речь у детей 2-3 лет, а в некоторых случаях и 5-7 лет может отсутствовать по различным причинам и тогда необходима работа по "запуску речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ВЫЗЫВАНИЯ ЗВУКОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СМОТРЕЛ НА ЛОГОПЕДА?

-яркая помада

- говорить, показывая рот через дырку какого-нибудь картона (-мууу,рядом с ртом показываем корову)

- надеваем масочку (носа)собачки на свой нос и говорим. Ребенок должен сконцентрировать своё внимание на нём.

-мягкие ручные куклы

По имитации вызываем речь!

Например: похлопать, понюхать, помахать ручкой (может ли он это сделать)

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ:

1) Массажная щетка (зубная, которая вибрирует (им прикасаешься к подбородку)

2)обмазать губы мёдом и приклеить туда крошки печенья и попросив ребенка достать их языком.

У неговорящих детей есть проблема создавая внутриротового давления (воздуха).

-п-м-б-ф- создать давление воздуха, а потом вытолкнуть.

Есть для этого упражнения:

- дуть в трубочку в стакане с водой;

- надувание шариков

- надувать щёки и втягивать щёки;

ЭТАПЫ:

1. Налаживание контакта (эмоционального) + привлечение внимания+ вызывание з/подражания+ развитие познавательного интереса (дуют на картонку, на которой проклеены полоски бумаги, под которыми приклеена мышка. Они дуют, полоски поднимаются и внизу видна мышка. Потом з/подражание – пи-пи-пи-пи.

2. Повторение слов по слогам. (встаём на один уровень с ребенком).

3. Показываем артикуляцию звука и одновременно показываем букву(7 лет) у рта. (используем вырезную азбуку).

4. Говорят в пластиковый стакан. (бай-бай. Ребенок повторяет. микрофон)

ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА (гласные)

Приёмы запуска речи (звуков раннего онтогенеза)

1. - а - аааааа___бьём ладошкой по открытому рту ребенка.

2. - о - ооооооо___руки поднимаем над собой овалом. Или… ставим ладошку горизонтально под подбородок на расстоянии 3-5см. Говоря о-о-о-о-о довтаём -

3. - у - обнять трубочку губами и подать голос.

4. - и - ии—и—и-и-и – губки улыбаются. Ладошки пошли на верх.

5. - ы - губы широко расширяем и говорим –ааа-. Ладошки пошли вниз.

6. - э - высунуть или положить язык на нижнюю губу. ладоши потянуть вперед.

Эти звуки запускаем в речь.

7. -у- можно кричать в маленькую трубочку.

ЗВУКИ ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА (СОГЛАСНЫЕ)

1. звук –М-

1 СПОСОБ- кладём руку ребенка на голову (череп (на логопеда) и произносим –м-.Чувствуем вибрацию. (так ребенку показываем звук, даже глухому.)

2 СПОСОБ – положить ладошки ребенка на свои (логопеда) щёки и произносим -м-. Передаётся вибрация на руки. –ммммм- ладошки на лице + указательным пальцем давим вниз на подбородок и открываем ребенку рот –ааааа-. Получилось –мммммааааааа-.

3 СПОСОБ – Чтобы использовать нос, ребенка учим ощущать нос.

- учим нюхать (цветок на рисунке, специи)

- легкий лепесток (ватку) сдуваем с картона носом!При этом подаём голос!Картон ставим к носу над ртом. Затем зажимаем ему губы,а ребенок подаёт голос(-мммм-, а мы постукиваем на носик.

2. Звук –П-

1 СПОСОБ - на губу приклеиваем кусочек бумаги и сдуваем плевательным движением. При ринолалии наклоняем голову ребенка вперед. Затем к этому добавляем голос и получаем –б-.

2 СПОСОБ - бьём кулачком на надутые щёки, с голосом –б-б-б. Придерживаем горло пальцем для уточнения звука.

3 СПОСОБ - плюёмся винными пробками. Да!да! Закрепляем это каким-нибудь жестом.

Если не может, есть проблемы:

а) слабо дует, например. Используем штучку для надувания резиновых шариков (резиновый насос). С одной стороны насаду суём ребенку в рот, а с другой в шарик. Нажимаем на резиновый насос, щёчки ребенка надуваются!

3. Звук-Н-.

1 СПОСОБ- язык между зубами (прикусываем) и палец кладём на нос и говорим –нннн-. Ощущаем вибрацию. Далее –ннннннаааа-, -ннннуууу-.

2 СПОСОБ – нэ!нэ!нэ! – машем рукой, ладошкой вперёд, вертикально. Как-будто отказываемся от чего-то.

4. Звук –Т-

1 СПОСОБ – Сплёвываем бумажку с языка. Язык между зубами. Затем постепенно язык убираем за верхние зубы.

2СПОСОБ- только после межзубного –с- переходим на –т! Произносим –с- м/зубное. В это время мы пальцем ча так, сто-часто поднимаем нижнюю губу у ребенка так чтобы нижняя губа прижимала язык к верхним зубам! Так же можно трясти нижнюю челюсть.

ОЧЕНЬ ВАЖНО СНАЧАЛА НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУТЬЮ! Специально, а не спонтанно должно быть!

5. Звук -Ф-

1 СПОСОБ- дуть в дудочку

- использовать флейту (профессиональную (во время игры на флейте зажимаем ребенку нос и отпускаем, несколько раз подряд. – динь-динь получается.

После флейты нужен переходник)колпачок от блоупена, фломастера, которым раздувают краски на бумаге! Даём это ребенку это в ротик и предлагаем дуть на свечку. Настоящую! После научения ребенком дутью таким образом, просим ребенка опять дуть, а в это время убираем трубочку (она у нас в руке).И так несколько раз! Получается, ребёнок дует сам. Так получается звук –ф-! После этого наученного навыка, при таком дутье учим ребенка прикусывать слегка нижнюю губу и так же продолжать дуть!

2СПОСОБ- после научения звука –а!произносим -ааааааа- при этом указательным пальцем приталкиваем нижнюю губу к верхним зубам и дуем без голоса при этом!

3 СПОСОБ-верхними зубами прикусываем нижнюю губу. И дуем! Без голоса!

Приподносим руку ребенка и дуем, чтобы он ощутил струю выдуваемого воздуха!

6. Звук -В-

1 СПОСОБ –верхними зубами прикусываем нижнюю губу и поддуваем. Без голоса!

7. Звук–Х- УМЕЕМ УЖЕ ДУТЬ!

Для этого нужна маленькая гафрированная трубочка (кусочек, с резьбой как бы)в сантехнике можно купить по-моему! Этот кусочек вставляем в рот ребенку и дуем на свечку. (вставляем примерно на 1см). Получается похожий на –х- звук. Этот звук опять закрепляем каким-нибудь жестом. Я обычно тычу пальцем себе на горло снизу. То убираем, то вставляем в рот периодически и дуем на пёрышко (или на зеркало, оно потеет)на ладошке.

8. Звук-К-

1 СПОСОБ- КОГДА РЕБЁНОК говорит –х-х-х-х-(умеет уже)мы ребром ладони слегка стучим под нижнюю челюсть. Аккуратно! Услышим –к-!

2 СПОСОБ-Игра в кубики. СО стола (или сидя на полу с колена)отталкиваем кубики кулаком и кричим –к!-к!-к!-к)

9. Звук -С-

Чтобы вызвать –с-, сначала вызываем межзубный –с-! Облизываем сладость, высовывая язык. На высунутый язык дуем. Сдуваем с ладони ватку таким образом. Через некоторое время так же сдуваем, Но! уже пальцем придерживаем язык, чтобы не вылезал между зубов.

Категория: Логопедия
14.01.2020 10:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!