СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Спряжение глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Спряжение глагола

Цели:

  1. Предметные: Дать понятие «спряжение глагола», научить определять спряжение глагола.
  2. Совершенствовать навык выбора орфограммы в окончаниях глагола.
  3. Метапредметные: Развивать логическое мышление, воспитывать активность, чувство товарищества.

4.Личностные:воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока.

1. Оргмомент, целеполагание.

2. Работа с текстом.

Ночь.

Усталый день скл.нился к ночи, Затихла шумная в…лна, П…гасло со…нце, и над миром Плывет задумч…во луна. Д…лина тихая внимает Журчанью мирного ручья. И темный лес, скл…няясь, дремлет Под звуки песни с…ловья. Внимая песням, с б…регами, Ласкаясь, шепчется р…ка. И тихо слыш…тся над нею В…селый шелест тро…ника. (С. Есенин)

  1. Какое настроение передает автор в стихотворении?
  2. Проведите фонетический анализ текста, устанавливая, повтором каких согласных звуков поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав? С помощью каких слов описываются звуки ночи?
  3. Найдите примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворений. (Усталый день. день склонился, плывет задумчиво луна, внимает журчанию, лес дремлет, шепчется, ласкаясь, река).
  4. Объясните лексическое значение слова внимает (работает подготовленный ученик). Внимает – внять-услышать, отнестись к чему-либо со вниманием. (Словарь Ожегова)
  5. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.
  6. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «сущ.+прил.». В прямом или в переносном значении употреблены имена прилагательные? (Усталый день, шумная волна, долина тихая, мирного ручья, темный лес, веселый шелест)
  7. Какое настроение передается с помощью этих слов?
  8. Выпишите словосочетания, соответствующие схеме «глаг.+нар.» (Плывет задумчиво, слышится тихо)

3. Новый материал.

1. Как вы определили условия выбора орфограммы в слове слышится?

(Для того, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном личном окончании, нужно знать спряжение глагола)

И это тема сегодняшнего разговора.

2. Что же называется спряжением? Давайте обратимся к таблице и сформулируем правильный ответ на этот вопрос. Итак, блиц-опрос.

«Выбери правильный вариант»

1. Какие части речи изменяются по лицам?

  • а) имя прилагательное;
  • б) местоимение;
  • в) глагол.

2. Какие слова изменяются по числам?

  • а) наречие;
  • б) глагол в неопределенной форме;
  • в) глагол в изъявительном наклонении.

3. Сколько спряжений у глагола?

  • а) одно;
  • б) три;
  • в) два.

Итак, спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

3. Мы выяснили, что называется спряжением и для чего оно существует. Как же нам разобраться, к какому спряжению какие глаголы относятся? Давайте вспомним стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос. Я начну, а вы допишите.

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить,

И еще…

Смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать,вертеть И зависеть, и терпеть.

- Осталось только припомнить, о чем идет речь, какие глаголы мы записали. Но прежде послушаем сказку о жизни и спряжении глаголов В.Манзюры.

(Подготовленный ученик рассказывает сказку)

Однажды у глаголов проходило собрание. Слово взял глагол «Говорить».

-Уважаемые коллеги! – сказал он. –Все мы с вами исправно трудимся как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым, которые нас пишут, никаких хлопот. Взять хотя бы меня. В неопределенной форме и в прошедшем времени я всегда имею суффикс –и- : говорить, говорил. В формах настоящего времени мое любимое –и- содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это -и- у меня всегда под ударением.

В зале одобрительно зааплодировали.

- Вместе с тем,- продолжал оратор,- есть у нас, к сожалению, еще и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. Я бы назвал нарушителей спокойствия – не побоюсь этого слова – оборотнями.

- Правильно! – сказал глагол «Подтверждать». – Давно пора вывести их на чистую воду! А нельзя ли узнать, кто эти безобразники?

- Конечно, можно. Возьмем, к примеру, глагол «Молчать». В прошедшем времени он молчал (А), а в настоящем – молчит (И).

Глагол «Молчать» молчал. Ему было стыдно.

- Так же, как и этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» - Кричать, Шуршать, Верещать… Глагол «Кричать» не выдержал и закричал из зала:

-Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем –А- на –И-, так мы этого и не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не пишет. Вы лучше послушайте, как ведет себя глагол «Слышать»: в прошедшем времени у него пишется –А- (слышал), а в настоящем в окончании –И- (слышит). Совсем как у глагола «Кричать», только без ударения. А посмотрите на глагол «Смотреть»: смотрел – смотрит. Оборотни, да еще скрывают, какая у них гласная в суффиксе и окончаниях.

-Покажите нам этих оборотней!- потребовали из зала.

- Ребята, догадались ли вы, о каких глаголах шла речь на этом необычном сказочном собрании?

- Нам осталось только перевести эту грамматическую сказку на язык науки.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 4-е глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать; и 7-мь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть. ненавидеть, видеть, смотреть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

-Я хочу предложить вам еще одну сказку. В ней есть подсказки: как писать эти непростые глаголы – исключения. итак, слушаем…

(Подготовленный ученик рассказывает сказку)

Юре приснилось королевство принцессы Грамматики, о которой он недавно где-то читал. Сама принцесса встретила его.

-Не могу запомнить, когда какую букву писать в Ваших ужасных глаголах-оборотнях!- пожаловался Юра.

-Они не ужасные и очень даже правильные,- ответила принцесса. - И вообще в нашем королевстве все строго, правильно и красиво. Если ты сомневаешься, какую букву писать в форме глагола « видеть», проверяй его той же формой глагола «глядеть». Запомнить легко: глядеть – видеть, глядел – видел, глядевший – видевший, но глядит – видит.

-Спасибо! Это очень хорошая подсказка.

- Но это еще не все. Так же, как «видеть» пишутся глаголы «обидеть», «ненавидеть», ведь это его родные дети: обидеть произошло от слова обидети, то есть плохо, презрительно посмотреть и тем самым обидеть человека.

-Бабушка говорит «сглазить». Она тоже верит, что есть люди, которые плохим взглядом могут навредить.

- В старину так и считали, это и отразилось в глаголе,- сказала Грамматика.

-А другие глаголы тоже можно проверять?-спросил Юра.

-Конечно. Например, «зависеть» проверяется глаголом «висеть», «держать» изменяется так же, как «дрожать». да ты и сам можешь найти много проверочных оборотней, у которых сомнительные гласные находятся под ударением.

Юра поблагодарил принцессу и, проснувшись, быстро справился с упражнением.

4. Тренировочные упражнения.

- Итак, Юра справился с заданием, а мы?

1. Определите спряжение глаголов в стихотворении С.Есенина «Ночь». Как мы будем рассуждать, выбирая нужную орфограмму и определяя спряжение?

Образец рассуждения.

Глагол «склонился» в неопределенной форме оканчивается на –ить (склонить). Все глаголы, оканчивающиеся на –ить (кроме брить и стелить) относятся ко 2-му спряжению. Значит, глагол «склонился» относится ко 2-му спряжению.

2. А сейчас я предлагаю вам музыкальную разминку. Запишите услышанные глаголы и определите их спряжение.

(Звучит песня «Чему учат в школе»)

3. Вы хорошо справились с заданием. А теперь самостоятельно выполните упражнение, работая по образцу.

4. И закрепим наши знания и умения игрой «Кто больше»

Морозное декабрьское утро. Ты просыпаешься….

- Продолжи ряд глаголов – действий, которые ты выполняешь. Подсказка в слове «ты» (встаешь, идешь, умываешься, обливаешься, вытираешься и тд.)

5. Обобщение по уроку.

- Итак, с какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе этой орфограммы?

- Что называется спряжением?

- Как определить спряжение глагола?

Категория: Русский язык
03.12.2019 23:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!