СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важные документы для орловского архива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В государственном архиве Орловской области на хранении находится фонд Р-691 «Орловская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР», который содержит 210 единиц хранения. Давно закончилась война, но в архив до сих пор поступают запросы от граждан и организаций о восстановлении имён погибших и пропавших без вести на территории Орла и Орловской области. Большая часть ответов на эти запросы отрицательная, так как далеко не все документы комиссии хранятся в областном архиве.

Ценные сведения

В 2013 году Федеральное архивное агентство совместно с Российским государственным архивом экономики подготовило историко-документальную выставку «Огненная дуга. Стратегия победы» к 70-летию Курской битвы. В каталоге выставки опубликовано несколько документов из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) о расправе немецких оккупантов над жителями Орловской области в Медведевском лесу. Оказалось, что этих документов в нашем архиве нет.

Когда связались с Государственным архивом Российской Федерации, то выяснили, что в фонде Чрезвычайной государственной комиссии хранится более 600 дел, содержащих сведения о злодеяниях на территории Орловской области: отчёты комиссии, заявления граждан, списки расстрелянных, повешенных, угнанных в Германию, протоколы допросов военнопленных, акты по учёту ущерба, причинённого гражданам и организациям. Эти сведения представляют интерес не только в качестве источника для исполнения социально-правовых запросов, но и для патриотического воспитания граждан, особенно молодого поколения, как экспонаты выставок, которые будут подготовлены государственным архивом Орловской области, как статистические сведения для научных статей и публикаций.

Сотрудники архива выявили те районы области, о которых не имеется или имеется незначительная информация в орловском архиве, и попросили ГАРФ отсканировать эти документы. Познакомимся с некоторыми архивными документами, доказывающими в который раз звериную психологию фашизма, его страшную людоедскую сущность.

Ужасы фашизма

Приводим в качестве примера ответы на запросы граждан, в частности обращения руководителя инициативной группы по поиску земляков из Краснозоренского района, погибших от рук немецких палачей в период оккупации, В. Г. Колесникова: «Сообщаем, что в фонде Орловской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР имеются следующие сведения. В списке погибших от артобстрела и бомбардировок граждан Краснозоренского района Орловской области значатся:

Кузнецова Александра Ивановна, 1924 г.р., д. Карпово Щербачевского с/с, колхозница, погибла 02.05.1943 г.;

Бакулина Валентина Михайловна, 1936 г.р., д. [В]. Бакулино Рохмановского с/с, колхозница, погибла 13.12.1941 г.;

Калинина Татьяна Васильевна, 1929 г.р., д. Соловьевка Рохмановского с/с, колхозница, погибла 14.[11].1941 г.

В обобщённом акте по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников по Краснозоренскому району Орловской области записано: «4 декабря 1941 года в с. Труны Труновского сельсовета был забран немецкими извергами Кружков Николай Васильевич, который отведён в деревню Полевые Локотцы и там привязан к двум автомашинам, идущим в противоположные стороны, и разорван пополам».

В выписке из докладной записки Краснозоренского РО НКВД №17 от 21.01.1942 года «о зверствах, чинимых немецкими оккупантами» записано следующее: «В селе Орево гитлеровские бандиты расстреляли 26 стариков, женщин и подростков, возвратившихся с работы на железной дороге, которых они сочли за партизан. В селе Верхняя Любовша немецкие изверги казнили коммуниста Головина Якова Ивановича, у которого они нашли в подвале двух спрятанных раненых красноармейцев. В селе Россошном немцы загнали в [церковь] до полутора тысяч человек пленных красноармейцев и гражданское население, которых 12 суток ничем не кормили и лишь на 13-е сутки выбросили им павшую лошадь и заставили её грызть, а когда заключённые бросались к лошади, гитлеровские головорезы стреляли в них из автоматов и забрасывали гранатами, в результате чего убили 34 человека и было большое количество раненых». (Фамилии пленных не указаны.)

Страшный ответ

В конце марта 2015 года поступил запрос из Москвы от З. Ф. Муштаковой о судьбе её отца. Полностью приводим её письмо.

«Обращаюсь к Вам по следующему вопросу. Во время временной немецкой оккупации я вместе с родителями проживала в Свердловском районе, п. Хорошевский. В то время мне было шесть лет. Мой отец, Анкудинов Фёдор Алексеевич (1890-1894 года рождения, точно не знаю), во время оккупации был казнён немцами за участие в подполье. Учитывая мой возраст, я запомнила лишь, как нас предупредил кто-то из знакомых родителей, что моего отца идут арестовывать, и поэтому мы с мамой успели скрыться, спрятаться у соседей. Моего отца немцы повесили. Как потом мы узнали, его выдал предатель. Больше об отце мне ничего неизвестно. Не так давно знакомая сообщила мне, что несколько лет назад в газете «Сельская новь» была напечатана статья про моего отца. Прошу Вас сообщить, имеется ли информация в Государственном архиве Орловской области относительно моего отца…»

И вот какой страшный ответ подготовили архивисты: «Уважаемая Зоя Фёдоровна. В документах о злодеяниях, совершённых немецко-фашистскими захватчиками, по Свердловскому району имеется список расстрелянных и повешенных граждан, в котором значится Анкудинов Фёдор Алексеевич, 1896 г.р., Хорошевский с/с, расстрелян 10 ноября 1942 года.

В том же фонде имеется акт от 9 ноября 1944 года, в котором записано: «Мы, нижеподписавшиеся, комиссия Хорошевского с/с Свердловского района Орловской области в составе секретаря Новиковой В. В., председателя колхоза Хорошевск Пузанковой В. Я. и счетовода Ушаковой П. И., составили настоящий акт в нижеследующем: согласно заявлению Анкудиновой М. И. и свидетелей, опрашиваемых Заломкиной Л. Т. и Мухиной А. Г., установлено, что действительно во время оккупации немцами территории немецкие солдаты арестовали партизана Анкудинова Фёдора Алексеевича, 1896 г.р., работавшего до оккупации в Куракинском спиртзаводе чернорабочим. Нанесли большую казнь: отрезали уши, язык, нос, подрезали рот, выкололи глаза в [балке] с восточной стороны п. Весёлая Роща Преображенского с/с Свердловского района, откуда отнесли его в канализацию Куракинского спиртзавода, где Анкудинов лежал до апреля 1943 года. В апреле немецкие солдаты приказали его жене убрать Анкудинова из канализации. 15 апреля 1943 года Анкудинова похоронила мужа на кладбище в братской могиле д. Куракино Преображенского с/с Свердловского района Орловской области».

Постскриптум

Из ноты народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях от 6 января 1942 года: «Всюду, где только на советскую территорию вступали германские захватчики, они несли с собой разрушение и разорение наших городов, сёл и деревень… В этих преступно-подлых разрушениях наших городов и сёл находит своё выражение чёрная ненависть гитлеровцев к нашей стране, к труду и достижениям советского народа, к тому, что уже сделано для улучшения жизни крестьян, рабочих, интеллигенции в СССР. Но эти злодейские преступления захватчиков проводятся всюду и осуществляются по приказу сверху.

В захваченном недавно недалеко от Верховья Орловской области приказе по 512-му немецкому пехотному полку, подписанном полковником Шитнигом, с беспредельной наглостью говорится: «Зона, подлежащая смотря по обстоятельствам эвакуации, должна представлять собой после отхода войск пустыню… В пунктах, в которых должно быть проведено полное разрушение, следует сжигать все дома, для этого предварительно набивать соломой дома, в особенности каменные, имеющие каменные постройки следует взрывать, в особенности надо также разрушать имеющиеся подвалы. Мероприятия по созданию опустошенной зоны должно быть подготовлено и проведено беспощадно и полностью».

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/vazhnye-dokumenty-dlja-orlovskogo-arhiva

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

День архивов в России

https://multiurok.ru/blog/dien-arkhivov-v-rossii-1.html

* Государственный архив Орловской области. История в документах

https://multiurok.ru/blog/gosudarstviennyi-arkhiv-orlovskoi-oblasti-istoriia-v-dokumientakh.html

Категория: Всем учителям
01.05.2016 20:07


© 2016 567

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!