СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Визитка
E-mail
Яркеев Александр Яркеевич, 1950 года рождения. Образование высшее, в 1973 году окончил физико-математический факультет МГПИ им. Н.К. Крупской по специальности учитель физики и математики. Общий стаж педагогический работы более 40 лет, в том числе учителем физики – более 30 лет.
В 2009 году аттестован на первую квалификационную категорию по должности «Учитель физики».
Прошёл обучение на различных курсах:
1) Курсы руководителей ОУ «Управление и экономика в образовании» по теме «Управленческие технологии в модернизации образования» в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007 год (72 часа, удостоверение № 581);
2) Курсы руководителей ОУ «Управление и организация инновационной деятельности в образовательном учреждении» в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007 год (36 часов, справка № 671);
3) Курсы «Информационные технологии в управлении образованием» в ГОУ ВПО «МарГУ», 2007 год (72 часа, удостоверение № 4345).
4) Курсы «Актуальные вопросы преподавания физики» в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011 год.
Имею награды:
значок «Отличник народного просвещения», 1996 год;
Почётная грамота Министерства образования РФ, 2003 год;
Почётная грамота Министерства образования Республики Марий Эл, 2003 год.
Принимаю участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
К примеру, как победитель республиканского смотра-конкурса «Лучший методист года» (2006 год), выступил во всероссийском конкурсе «Методическая служба – образованию России» (2007 год). За успешное участие во всероссийском конкурсе «Урок года» награждён дипломом (2007 год).
Многие годы работал в составе экспертных групп районного отдела образования по аттестации образовательных учреждений, а также руководящих и педагогических кадров, был руководителем районного методического объединения учителей физики, являюсь членом предметных комиссий по проведению районной олимпиады по физике и астрономии.
Инновационные темы: «Разработка технологий подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА», «Формирование ключевых и предметных компетентностей посредством физики, как учебного предмета».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается: «Школа должна эффективнее, чем сегодня, содействовать социализации молодёжи в общество, её активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений». Исходя из этого положения, я считаю основной задачей общеобразовательного учреждения следующую:
выявить способности, наклонности, интересы ребёнка и создать условия для их развития; формировать социально активную, здоровую личность, сочетающую в себе высокие духовно-нравственные качества, творческую индивидуальность, гума-нистическое отношение к миру. И, следовательно, мне как учителю физики, педагогу необходимо добиться решения этой задачи средствами образовательной области «Естествознание».
Свою самообразовательную и методическую работу я веду в следующих направлениях:
разработка раздаточного материала по физике для учащихся 7-9 классов;
изготовление самодельных наглядных пособий;
разработка тестов для проверки знаний учащихся 7-11 классов по отдельным темам курса физики;
развитие творческой активности учащихся средствами физики, как школьного предмета;
разработка блоков задач;
разработка конспектов уроков, в том числе нетрадиционных, с использованием ИКТ, по физике в 7-11 классах;
разработка сценариев внеклассных мероприятий по физике;
разработка рабочих программ по физике для 7-11 классов;
разработка индивидуальных учебных программ по физикедля работы с отдель-ными учащимися.
Кроме того, в составе творческой группы учителей-предметников разрабатываю проблемы:
создание и развитие учебно-материальной базы преподавания школьного курса физики;
разработка наиболее эффективной модели подготовки учащихся к ЕГЭ;
Несмотря на недостаточную материальную базу, учебно-воспитательный процесс в лицее имеет неплохое методическое обеспечение, созданное учителями физики. Разра-ботаны рабочие программы для всех классов, авторские программы элективных курсов, имеются наборы заданий для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д. Кроме того, создан неплохой банк тестов разного уровня сложности. Идёт формирование медиатеки кабинета физики. Есть возможность использования Интернет как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Анализ результатов экзаменов по физике в форме ЕГЭ годы выявил недостаточный уровень подготовленности моих выпускников для решения физических задач повышенного уровня. Поэтому я поставил перед собой задачу: выстроить наиболее эффективную модель подготовки школьников к ЕГЭ. Ещё несколько лет назад начал вести экспериментальную работу по темам:
«Организация групповой и индивидуальной работы учащихся на дополни-тельном содержании»,
«Разработка технологий подготовки учащихся к сдаче Единых государствен-ных экзаменов».
Большая роль в достижении поставленных задач играет реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Мой девиз: «Каждый ученик имеет право учиться на «тройку», «четвёрку» или «пятёрку, но у него нет права учиться на «двойку». Иначе говоря, каждый ученик должен иметь возможность выбора, на каком уровне он будет осваивать программный материал в зависимости от своих желаний и возможностей. Образовательное учреждение обязано создавать для этого все условия. Широкие возможности для реализации указанного принципа даёт технологи блочного и модульно-блочного обучения. Весь школьный курс делится на отдельные модули и блоки. Распределение учебного времени внутри них с использованием уроков разного типа позволяет учителю организовать разноуровневую работу учащихся непосредственно на уроке. Проводимые после изучения каждого блока зачёты по теоретическим вопросам курса и итоговые работы по решению многоуровневых задач позволяют обобщать знания учащихся, систематизировать их, и в то же время положительно влияют на мотивацию детей к учению.
Применяю также и разноуровневые домашние задания. Соответственно и задания для контроля знаний учащихся (тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты и др.) тоже являются разноуровневыми. Поощряю усилия ребят по переходу на более высокий уровень изучения программного материала.
Дальнейшему расширению и углублению знаний учащихся способствуют спецкурсы, разрабатываемые и реализуемые мной для школьников 9-11 классов, а также внеклассная работа по предмету. Накопил немалый опыт работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению и одарёнными детьми. Для них разрабатываю и реализую специальные Программы индивидуального обучения по физике.
Большое значение имеет выработка у обучающихся навыков самостоятельной работы, привитие умений самостоятельно добывать знания, используя различные источники знаний: учебники, энциклопедии, мультимедийные средства, Интернет. Школьники пишут рефераты, посвящённые не только изучению жизни и деятельности учёных-физиков, но и разработке различных теоретических вопросов, не включённых в учебную программу.
Такая работа даёт неплохие результаты. Динамика уровня успеваемости и качества знаний учащихся за последние годы положительна.
Организация совместной проектной, исследовательской работы с обучающимися – ещё один путь развития творческих способностей детей, их подготовки к продолжению образования в учреждениях профессионального образования. Кроме того, публичная защита проектов, в том числе с использованием электронных презентаций, даёт ученику возможность заявить о себе, что само по себе является огромным стимулом для его творческого роста. Так, исследовательские работы становились победителями различных конкурсов муниципального и регионального уровня, а работа «Радиоактивное излучение на территории г. Звенигово» на Поволжской научной конференции учащихся (г. Казань, 2014 год) удостоена Поощрительного диплома.
Ещё одна возможность творческой самопрезентации ребёнка – его участие в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях различного уровня. Мои ученики почти ежегодно становятся победителями и призёрами районной олимпиады школьников по физике и астрономии, принимают участие в республиканском туре. Результаты работы в данном направлении представлены в таблице.
Учебные годы |
2012 |
2013 |
2014 |
Кол-во призовых мест на районной олимпиаде всего (физика + астрономия) в том числе: первых мест вторых мест третьих мест Количество учащихся, принявших участие в республиканской олимпиаде по физике |
4 2 1 -
1 |
4 1 1 2
1 |
2 3 - -
1 |
Мои выпускники успешно сдают государственные (итоговые) экзамены, в том числе в форме ЕГЭ. Так, в 2012-2013 учебном году физику в качестве экзамена по выбору учащегося сдавали девять одиннадцатиклассников. Трое из них набрали 83-90 баллов. Средний тестовый балл составил 70. Это лучший результат в районе. Динамика результатов ЕГЭ последних трёх моих выпусков отражает следующая таблица.
После окончания школы многие выпускники продолжают обучение в учебных заведениях высшего профессионального образования технического профиля, в том числе и московские. Некоторые из них обучаются в педагогических вузах, где приобретают специальность учителя физики и математики. Десятки выпускников обучаются в МарГУ, МарГТУ, в учебных заведениях высшего профессионального образования других регионов России, трудятся в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, а также во многих сферах производства.
Достижению хорошего качества обучения и воспитания детей способствуют изуче-ние и внедрение передового педагогического опыта, использование методических нови-нок, чередование разнообразных форм и методов обучения, постоянное ведение опытно-экспериментальной работы. Постоянно совершенствую методику преподавания предмета. Делюсь накопленным опытом работы со своими коллегами на мероприятиях разного уровня. Провожу открытые занятия как для коллег из своей школы, куста, так и всего района. Выступаю с докладами и сообщениями перед учителями физики Звениговского района, а также на конференциях руководящих и педагогических работников образования Звениговского района. В октябре Материалы из собственного опыта работы мною опубликованы в брошюре «Сельская школа: освоение новых образовательных технологий» (г. Йошкар-Ола, издательство «Педагогическая инициатива», 2005 год).
Моя проектная деятельность направлена на создание атмосферы творческого поиска, инновационной деятельности среди обучающихся и педагогов. Она осуществляется по следующим направлениям:
- разработка и реализация Программы развития лицея на 2012-2015 годы;
- оказание практической помощи педагогам в освоении новых образовательных технологий, в разработке и внедрении ими различных собственных проектов;
- собственная проектная деятельность как учителя физики:
а) проектирование уроков различного типа, в том числе нетрадиционных;
б) участие на различных форумах, конференциях;
в) развитие единого образовательного пространства лицея, интегрированного с всемирной сетью Интернет;
г) разработка комплектов задач разного уровня сложности по тематическим блокам.
Цель последнего проекта: в оптимальные промежутки времени научить детей применять полученные теоретические знания для решения физических задач, начиная с задач минимальной трудности и завершая задачами олимпиадного характера.
Критерии успешности реализации: улучшение результатов сдачи учащимися государственных (итоговых) экзаменов, в т. ч. в форме ЕГЭ; успешные выступления детей в предметных олимпиадах разного уровня.
Свою деятельность не ограничиваю рамками одной лишь школы. Работаю в составе экспертных групп районного отдела образования. В течение многих лет был председателем экспертной группы по аттестации учителей физики при районной аттестационной комиссии. Являюсь членом предметного жюри по проведению районной олимпиады по физике и астрономии. Многие годы был председателем районного методического объединения учителей физики. Сотрудничаю с коллегами и руководителями школ Звениговского и других районов республики.
© 2015, Яркеев Александр Яркеевич 1659