© 2022, Петрова Айыына Вячеславовна 36
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В период адаптации к школе ребенок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Ребенку необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Проблема вопросы взаимодействия учителя и родителей приобретают в современных условиях особую актуальность. Современные стандарты личностно-ориентированы, направлены на совместную деятельность семьи и школы. Такое сотрудничество является важным звеном именно в начальной школе. Исходя из этого, важнейшей задачей современной начальной школы является развитие трехсторонней связи «ребенок – родитель – учитель».
По мнению Е.В. Леоновой процесс взаимодействия учителя и родителей должен охватывать «цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания, направленные на обеспечение успешности учащихся» [1, c. 94].
М.А. Семеновой разработана педагогическая система взаимодействия, состоящая из трех основных компонентов: мотивационный, содержательный; деятельностный. Такая структура процесса взаимодействия в процессе обучения определяет успешность как учебно-воспитательного процесса, в целом, так и детей как субъектов своей деятельности [5, с. 55].
Цель исследования: выявить педагогические условия взаимодействия учителя и родителей на этапе адаптации первоклассников. Задачи исследования: определить и подтвердить эффективность психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей на этапе адаптации первоклассников к школе; раскрыть методику психолого-педагогического взаимодействия учителя и родителей на этапе адаптации первоклассников к школе.
С целью выявления уровня адаптации первоклассников применялись следующие методики: методика наблюдения (М.И. Лисина) [2, с. 180]; методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург) [3, с. 116]; методика «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд) [4, с. 280]. Методика «наблюдения» М.И. Лисиной позволяет оценить уровень развития социально-психологической адаптации учащегося в общении со сверстниками. В ходе наблюдения отслеживались особенности проявления социально-психологической адаптации в общении между детьми. Результаты наблюдения были подтверждены с помощью беседы. С помощью методики М.Р. Гинзбурга определяли мотив учения испытуемых первоклассников. Каждому ребенку предлагался рассказ, после которого ребенок выступал с позиции одного из персонажей. Методика Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда позволила определить отношение первоклассников к учению, к школе. Проведение этой методики включало следующую процедуру: ребенку давали слова - стимулы и он подбирал к каждому слову-стимулу подходящий цвет.
Далее мы провели совместную работу по привлечению детей к сотрудничеству в условиях внеурочной коммуникации. Для этого реализовали программу «Моя школа, мой класс», где вместе с родителями учили детей взаимодействовать, строить положительные взаимоотношения со сверстниками. Программа «Моя школа, мой класс» предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что позволяло первоклассникам учиться общаться и взаимодействовать в процессе выполнения практических заданий в разных групповых видах работы. Занятия проводились строились в интересной форме. Использовались методы: игры на саморегуляцию, рисуночные методы, метод коммуникативные игры. Важно было создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Ниже приводятся планы некоторых занятий, которые проводились с первоклассниками в рамках формирующего эксперимента.
Обеспечение психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей на этапе адаптации первоклассников в школе помогла влиять на успешное его протекание, так как мы: вовлекали детей и родителей в творческую атмосферу, способствующую свободному проявлению самостоятельных действий детей на занятиях по программе «Моя школа, мой класс». Основной целью организации психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации межличностных отношений между членами семьи, формирование установки на сотрудничество с педагогом в целях успешной адаптации ребенка в школе.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что именно работа в условиях сотрудничества и позитивные эмоции помогли повысить успешность адаптации первоклассников в школе.
Литература
References
© Н.В. Оконешникова, А.В. Петрова, 2018
© 2022, Петрова Айыына Вячеславовна 36