СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые картины Алексея Ивановича Корзухина

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Орловском музее изобразительных искусств находится картина «Гадание» одного из лучших русских живописцев второй половины XIX века Алексея Ивановича Корзухина. Картина поступила сюда в 1962 году из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников по приказу Министерства культуры РСФСР и сразу же заняла особое место в экспозиции музея.

Богатейший колорит в сочетании светло-коричневых, розовых, красных, фиолетовых, жёлтых, сиреневых тонов с преобладанием светотеневой моделировки в картине не только завораживают, но и создают эффект присутствия. Так и кажется, что хозяйка и гадальщица вот-вот обратят на тебя внимание.

Художник-бунтарь

Алексей Иванович Корзухин (1835–1894) родился в семье крепостного промывальщика золота в селе Уктус Пермской губернии. С раннего детства он рисовал. Талантливого юношу заметил управляющий горного завода С. Ф. Глинка и отправил учиться в горное училище. Неизвестно, когда Корзухин получил вольную, но уже в 1858 году он учился в Императорской академии художеств. В 1861 году уже получил малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».

Молодой художник в числе одарённых студентов претендовал на получение большой золотой медали, дающей право продолжить учёбу за границей за счёт государственной казны. Но в 1863 году он примкнул к знаменитому «бунту четырнадцати», отказавшихся выполнять программу на заданный сюжет («Валгалла. Из скандинавской мифологии») и из Академии был выпущен только художником второй степени. Вместе с остальными покинувшими академию Корзухин вошёл в артель художников, которую возглавлял организатор «бунта» И. Н. Крамской.

На смену артели в 1871 году было создано новое образование «Товарищество передвижных выставок». Первое время Корзухин принимал в нём участие. Но не было в его картинах того яростного обличительного пафоса, что ставилось во главу угла передвижниками. Внутреннее «я» художника в его работах было мягче, лиричнее, порой становилось созерцательным.

Хорошо зная жизнь и быт простого народа: крестьян, рабочих, разночинцев, мелкого купечества – художник изображал их повседневную жизнь со всеми её печалями и радостями. Он, словно гениальный фотограф, запечатлевал на века эту жизнь… Но вместе с тем его картины не просто цветные фотографии (в то время ещё не изобретённые) – это сгустки тех самых печалей простого люда либо его лихой, звенящей солнечной удалью русской радости.

Огромный талант и профессиональное знание тончайших законов станковой живописи делали картины Корзухина очень популярными. Зритель, уставший от сухих канонов академической живописи, можно сказать, в этих картинах находил себя. Алексей Иванович вернулся в академию и до конца жизни принимал участие в её выставках. А. И. Корзухин создал много красочных работ. Хотелось бы остановиться на некоторых.

Прекрасная летопись

Вот знаменитая картина «Возвращение отца семейства с ярмарки», за которую он получил звание академика. Картина так и брызжет весельем и радостью. Отец семейства, видимо, удачно продавший свой товар, лихо пляшет, подыгрывая себе на балалайке. Рядом с ним на полотне приплясывают и другие персонажи. Если долго смотреть на картину, невольно хочется и самому пуститься в пляс.

Другая работа – «Воскресный день» – тоже сгусток веселья мелкого чиновника или, возможно, купца и его семьи. Прекрасная погода, лесная полянка, поросшая изумрудной травкой, сочная зелень деревьев и кустов – от души веселящиеся люди. Танцуют муж и жена под гармонь, на которой играет, видимо, кучер в красной рубахе. Няня подняла вверх смеющегося ребёнка. Старший сын задорно вскинул руки, поддерживая пляску родителей. У закипающего самовара девица в тёмном готовит нехитрую закуску, а другая, в белом платье, беспечно то ли лущит семечки, то ли забавляется конфетками. Весь сюжет картины дышит неподдельной радостью, заставляя современного зрителя хотя бы на минуту забыть о перипетиях и тяготах жизни.

В почти сказочной картине «Крестьянские девочки в лесу» – напряжённость ожидания то ли злого лешего, то ли сказочного добряка-лесовика. Здесь всё реально и вместе с тем таинственно, как и в русских сказках.

«Птичьи враги». Сюжет картины прост: трое мальчишек идут ловить птиц на продажу. Так и хочется присоединиться к ребятишкам!

Если говорить о жанровой живописи, в настоящее время художники редко обращаются к ней. Почему? Может, потому, что современнику, привыкшему к движущемуся миру, как-то странно смотреть на «застывшие» фигуры и людей, и птиц, и животных. Другое дело портрет, пейзаж, натюрморт… Они статичны и понятны. Не потому ли в нынешних магазинах, торгующих картинами, так много натюрмортов? Жанровую живопись прежних веков мы воспринимаем как цветную прекрасную летопись. Но, согласитесь, как отрадно порой перелистать её страницы…

Источник: Константинов В. Живые картины Алексея Корзухина // Орловский вестник. № 29 (1233), 23/08/2017. – С. 9.

Алексей Иванович Корзухин (1835–1894)

https://www.youtube.com/watch?v=MiFdI72oTu8

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

«Пойдём в мой край…» (1)

https://multiurok.ru/blog/poidiom-v-moi-krai-1.html

«Пойдём в мой край…» (2)

https://multiurok.ru/blog/poidiom-v-moi-krai-2.html

Категория: Всем учителям
03.09.2017 19:59


© 2017 569

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!