Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты– Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа
п. Сибирский»
Программа самообразования
по теме
«Проектная деятельность на урокаx теxнологии в рамкаx реализации ФГОС»
учителя технологии
Лагонского Владимира Юрьевича
Тема самообразования: Проектная деятельность на урокаx теxнологии в рамкаx реализации ФГОС.
Пояснительная записка.
Теоретические основы технологии учебных проектов.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов
- коллективные проекты во внеурочной работе;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Актуальность:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Цель: расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования технологий через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС
Задачи:
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
мониторинг уровня формирования компетенций обучающихся;
использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2019 – 2020 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС основного общего образования. Изучение психолого–педагогической литературы. «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | 2019– 2020 год | Участие в тренинге личностного роста « Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах. Работа в группе учителей – экспериментаторов по теме «Реализация технологии проектной деятельности в средней школе в рамках ФГОС» |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2020 – 2021 год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО. Участие в семинаре « Достижение планируемых результатов ФГОС ООО Выступление на педсовете « Проектная деятельность, как средство формирования УУД». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков). Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2021-2022 год | Участие и результаты в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Консультативная помощь учителям и учащимся. Публикация в сборнике методических рекомендаций «Проектная деятельность в средней школе» |
Внедренческий | Распространение опыта работы | В xоде дальнейшей педагогической деятельности | Участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс». Публикация в сборнике методических рекомендаций «Проектная деятельность в средней школе» |
Эффективность реализации программы оценивается с помощью
следующих методов и методик:
самоанализ;
педагогическое самонаблюдение;
самодиагностика с использованием следующих методик:
«Лист самооценки педагога» (В.М. Лизинский);
«Программа изучения трудностей в работе» (Л.П. Ромадина); «Самоанализ
исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С.
Корнакова);
анкетирование учителей, учащихся и их родителей;
собеседование с администрацией, учителя ми, коллегами, учащимися,
родителями;
анализ результатов учебно-воспитательной работы
Использованная литература
Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г