СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №22 Стендаль «Красное и черное». Путь Жюльена Сореля - это путь взлета или путь падения? Образ главного героя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: углубить знания учащихся о романе французского писателя; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, образа главного героя, психологического наблюдения, связной речи, логического мышления; помочь понять внутренний мир Жюльена Сореля, причины его внутреннего конфликта; способствовать формированию нравственных ориентиров школьников.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №22 Образ Жюльена Сореля»

10 класс


Урок №22

Стендаль «Красное и черное». Путь Жюльена Сореля - это путь взлета или путь падения? Образ главного героя

Цели:

углубить знания учащихся о романе французского писателя; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, образа главного героя, психологического наблюдения, связной речи, логического мышления; помочь понять внутренний мир Жюльена Сореля, причины его внутреннего конфликта; способствовать формированию нравственных ориентиров школьников.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся характеризуют образ главного героя произведения, определяют средства его изображения и воплощение в нем авторского замысла; развивают навыки анализа большого эпического произведения; дают нравственную оценку поступкам главного героя

Оборудование:

портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности

- Несомненно, что герой романа Стендаля Жульен Сорель - необычная, неординарная личность. Он хочет, чтобы человеческое достоинство, ум и способности уважали - независимо от происхождения человека; чтобы эти качества позволяли сделать карьеру, получить соответствующее моральное и материальное поощрение от общества. Цель, как видим, вполне соответствует здравому смыслу и общечеловеческим нормам. Однако тогдашнее общество к этому еще не было готово. Поэтому герою приходится идти к цели разными путями. О том, каковы эти пути - взлетом или падением, - подумаем сегодня на уроке.

Приветствуют учителя

Записывают тему урока, определяют цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Литературный диктант

1. Где родился Жульен Сорель и в какой семье? (В Верьере, семья плотника)

2. Как родственники относились к Жюльену? (Презирали)

3. Кто был тайным кумиром Сореля? (Наполеон)

4. О чем просила госпожа де Реналь воспитателя своих детей? (Чтобы он их бил.)

5. Чем были для госпожи де Реналь ее чувства к Жюльену? (Настоящей первой любовью)

6. Как Жульен сначала относился к госпоже де Реналь? (Воспринимал ее любовь к себе как победу над ней и над обществом, которое ненавидел.)

7. Что госпожа де Реналь считала наказанием себе за грех измены мужу? (Болезнь сына)

8. С какой целью Жульен едет в Безансон? (Учиться на священника)

9. За что семинаристы ненавидели Жульена Сореля? (Имел вид мыслящего человека.)

10. Кто рекомендовал маркизу де Ла-Молю взять Жульена Сореля за личного секретаря? (Аббат Пирар)

11. Что привлекало знатную Матильду де Ла-Моль в простолюдине Жульен Сореле? (Гордость, тонкий ум)

12. «Отец ее не может жить без нее, а она без меня». Чьи это слова и о чем они? (Это слова Сореля о согласии маркиза отдать за него дочь Матильду де Ла-Моль.)

Работа в группах. Взаимопроверка – прием «Карусель»

  1. Открытие новых знаний.

  1. Слово учителя

Мировоззрение Стендаля формировалось под влиянием идей Просвещения. Узловой была для него распространенная в XVIII в. идея «естественного человека». Человек будет вести себя морально тогда, когда будет свободным в выявлении собственной неповторимости. Общество портит человека тем, что заставляет его придерживаться общественных условностей. Только те, кто живет по законам природы, могут быть образцом нравственности и благотворительности. Этот принцип предоставлял определенное единство несколько противоречивым взглядам писателя, поскольку на протяжение жизни ключевыми для Стендаля оставались понятие «свобода», «энергия», «счастье». Бесспорно, он понимал, что гармония между внешним миром и внутренними порывами человека, которого называют счастьем, есть только мечта, утопия, но все равно стремился к тому счастью, искал его, хотя чаще всего это приносило ему лишь разочарование.

В душе главного героя романа Стендаля «Красное и черное» происходит борьба «природы» и «цивилизации». Давайте в этом убедимся и обратимся к страницам романа.


  1. Работа в группах. Образ Жюльена Сореля.

- Охарактеризуйте поступки, тайные мысли и чувства Жюльена Сореля на разных этапах его жизненного пути:

          • во время учебы в семинарии;

          • в доме Реналей;

          • в доме маркиза де Ла-Моль.


  1. Эвристическая беседа

- Проанализируем этапы жизни героя и определим: к взлету или падению они принадлежат.

  • Жульен в должности воспитателя детей мэра города господина де Реналь. Юноша влюбляется в госпожу де Реналь. Увидев, что нравится ей, решает влюбить ее в себя и использовать это для продвижения вверх. Что это? (Падение)

  • Жульен пытается играть роль «светского льва», но вызывает лишь смех, ведь ему не хватает опыта. Эти его попытки отпугивают госпожа де Реналь. Под влиянием темперамента юноша забывает о роли и начинает пылать искренней страстью, при этом добивается взаимности. Это что? (Взлет по авторам и падение по общечеловеческим и христианским моральным нормам.)

  • Несмотря на романтику страстных чувств, Сорель усваивает немало «полезного» для будущих побед, учится лучше понимать окружающих. «Это воспитание любовью, которое велось женщиной совсем неопытной, было для него настоящим счастьем. Жульен непосредственно увидел общество именно таким, каким оно тогда было»: «на первый план выступали разные сложные интриги ». Это взлет или падение? (Ни то, ни другое, герой приобретает опыт.)

  • В безансонских семинарии Жульен считает, что среди ограниченных и неразвитых семинаристов он легко станет первым учеником, говоря: «За Наполеона я был бы сержантом, а среди этих будущих кюре я буду старшим викарием». Он действительно становится первым, но не «своим», не находит уважения, ведь в глазах посредственности быть слишком умным - грех гордыни. Зря Сорель пытается стать «как все». Все равно, «и после многих месяцев неустанных усилий Жульен все еще имел вид человека, который мыслит». Как это расценивать? (Как взлет души, но падение для карьеры.)

  • В Париже, в семье де Ла-Молей, Жульен снова действует через женщину. Его любовь уже «цивилизованное», напоминает целенаправленную осаду, нацеленную на то, чтобы сломать гордость Матильды. Разыграв свою партию как по нотам, Сорель получает все, о чем мечтал: красивую женщину, благородный титул и даже офицерский мундир. Но заплачено за это слишком дорого: Сорель уже не мечтатель, готовый умереть за книгу, а самовлюбленный эгоист. Услышав от Матильды весть о присвоении ему звания гусарского поручика, Жульен говорит себе: «Итак, роман мой завершен, и я обязан этим только самому себе. Я заставил это гордое страшилище полюбить себя. Ее отец не может жить без нее, а она - без меня ». Что это? (Падение)

  • Именно в этот момент с Жюльеном происходит катастрофа: госпожа де Реналь пишет маркизу де Ла-Молю о том, что Сорель - бесстыдный карьерист, аморальный человек. Маркиз отказывается отдать за него свою дочь. Жульен едет в Верьеру, стреляет в госпожу де Реналь и попадает в тюрьму. Одинокие часы в тюрьме и раскаяние вернули его к «естественному состоянию». Он отказывается от помощи, от самозащиты, на суду гордо заявив: «Вы видите перед собой простолюдина, возмущенного против своего низкого происхождения ... Вот мое преступление, господа ...» Как вы это расцениваете? (Как взлет)


  • Какому выводу можно прийти, проанализировав все сказанное?

Жизнь героя состояла из взлетов и падений, в зависимости от того, что брало верх - «естественный человек» или «цивилизованный человек». Финал произведения свидетельствует о духовном взлете Жюльена, хотя и дорогой ценой.


  1. Цитатное комментирование

- Проиллюстрируйте черты характера Жульена Сореля соответствующими примерами и цитатами из текста.

• Разум;

• отзывчивость;

• трудолюбие;

• настойчивость;

• честность;

• покорность;

• решительность;

• собственное достоинство;

  • романтичность;

• искренность;

• хитрость;

• лицемерие;

• эгоизм;

• корыстолюбие;

• приспособленчество;

• тщеславие


  1. Дискуссия.

Проблемные вопросы:

  • Согласны ли вы с фразой автора: «Вся его жизнь была только длинным приготовлением к несчастьям ...»? Выскажите собственные соображения по этому поводу.

  • Объясните, почему герой, потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине, чувствует себя счастливым?

  • В чем заключается сущность внутренней драмы главного героя (учитывая авторский замысел романа)? (В борьбе «естественного человека» с «цивилизацией»; невозможности людям низкого состояния сохранить и проявить свою индивидуальность в тогдашнем обществе.)

Комментарий учителя.

Образ Жюльена Сореля представлен Стендалем в развитии, в столкновении героя с социальными условиями жизни, в которых он, утверждая собственную личность, прокладывал себе путь с теми людьми, в руках которых была власть, в борьбе с самим собой. В центре внимания писателя - диалектика духовных движений Жюльена, противоречивость и неоднозначность его поведения, сложность психологических коллизий, вытекающие из этой внутренней борьбы, где в поединке сталкивались ум и сердце, благородство и благоразумие игрока, который решил для достижения цели поставить на карту все, прибегая даже к компромиссу с собственной совестью.

Жульен - честолюбец. Но это не просто черта его характера. Известно, что значение французского слова «честолюбец» широкое: с одной стороны - это черта характера, а с другой - и желание славы, и стремление, и целеустремленность. Честолюбие Жюльена Сореля - стимул и двигатель всех его поступков.

Юноша умный, образованный, отчаянный, мужественный, целеустремленный. Гордый индивидуализм Жюльена, его самобытная натура, обостренная чувствительность и чувство собственного достоинства является формой сопротивления враждебной обществу. Он, как и его кумир Наполеон, разрабатывает стратегии преодоления все новых и новых вершин, стремясь доказать самому себе, что он не является ничтожеством. Стендаль раскрывает мир мыслей и переживаний Жюльена Сореля, делая читателя свидетелем его внутренних монологов, полных надежды, боли, сомнений, любви, ненависти, и больше всего неудержимого желания достичь цели. Герой предстает во всей совокупности и противоречивости своих добродетелей и пороков. Пафос романа и заключается в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собой, в противоречии между высоким (натура Жюльена) и низменным (его тактикой, продиктованной общественными отношениями).

Последние страницы жизни Жюльена - это идейная и художественная кульминация романа. С большой реалистичной силой автор раскрывает душевные и нравственные переживания героя, который на пороге смерти, подытоживая свою жизнь, делает окончательный выбор. Жульен сбросил маску - и вот он лицом к лицу с собственной совестью и перед лицом судей такой, как есть на самом деле. В реальном свете предстает перед ним все то, ради чего он, насилуя себя, пытался выбраться наверх.

Заключительным аккордом звучит речь Жюльена на суде. Это смелый обвинительный акт против общества, основанного на фальши и лжи. Долгий внутренний монолог героя за решеткой является как бы продолжением выступления на суде. В конце концов, Жульен приходит к философскому выводу: правды в обществе не существует. Он разочаровался во всем, даже в религии. Единственное, что держит его, - это любовь к госпоже де Реналь. Все моральные и физические силы героя направлены на то, чтобы не потерять силы духа, быть достойным, когда пойдет на казнь. И в этот страшный день он чувствует себя сильным и мужественным.

Но Жюльен Сорель НЕ революционер, такой, как например Пьетро Миссирилли, герой новеллы «Ванина Ванини». Для него главным является «слава для себя», а не свобода для всех. Жульен смог приспособиться к общественным отношениям, которые искалечили его натуру.



















Работает 3 группы, каждая из которых характеризует главного героя в определенный этап его жизненного пути.




Обсуждают этапы жизни героя, которые называет учитель, определяя, к взлету или падению они относятся, аргументируют свою точку зрения, делают вывод на основании всего сказанного.












































Иллюстрируют примерами из романа черты характера главного героя.











Обсуждают предложенные вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее.

















































  1. Подведение итогов урока


  1. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

  • История Жюльена Сореля натолкнула меня на мысль о том, что…

Подводят итоги беседы о главном герое, продолжая фразу

Домашнее задание

Сопоставьте двух героинь романа: Луизу де Реналь и Матильду де Ла-Моль. Охарактеризуйте на примере их взаимоотношений с Жульеном Сорелем два типа любви: любовь - страсть и любовь – тщеславие.

Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого презентации
«Жюльен Сорель»

Жюльен  Сорель

Жюльен Сорель

Жюльен Сорель – талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом». В своей семье он – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик.  А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя.
  • Жюльен Сорель – талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом». В своей семье он – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя.
В доме Реналей Не проходит и месяца, как в доме все начинают относиться к Жюльену с уважением. Сам юноша при этом держится с большим достоинством, а его знание латыни вызывает восхищение – он может прочесть наизусть любую страницу из библии.

В доме Реналей

  • Не проходит и месяца, как в доме все

начинают относиться к Жюльену с уважением.

Сам юноша при этом держится с большим

достоинством, а его знание латыни вызывает

восхищение – он может прочесть наизусть любую страницу из библии.

  • Вскоре горничная Элиза влюбляется в Жюльена. Она очень хочет выйти за него замуж, о чем сообщает аббату Шелану на исповеди. От аббата Жюльен узнает об этом, но отказывает, так как больше всего мечтает о славе и о покорении Парижа.
  • Наступает лето. Семья мэра приезжает в деревню, где находится их замок и имение. Здесь госпожа де Реналь проводит целые дни с детьми и гувернером. Постепенно она приходит к выводу, что влюблена в Жюльена. А он хочет завоевать ее только в отместку «самодовольному господину де Реналю», который разговаривает с Жюльеном снисходительно и даже грубо .
Однажды юноша говорит госпоже до Реналь, что ночью придет к ней. Ночью, выходя из своей комнаты, он умирает от страха. Но когда он видит госпожу де Реналь, она кажется ему такой красивой, что он забывает все свои тщеславные мысли. Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы — таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы. Г-жа де Реналь полностью отдалась своему чувству, но домашний учитель действовал иначе — он все время думал о своем общественном положении.
  • Однажды юноша говорит госпоже до Реналь, что ночью придет к ней. Ночью, выходя из своей комнаты, он умирает от страха. Но когда он видит госпожу де Реналь, она кажется ему такой красивой, что он забывает все свои тщеславные мысли. Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы — таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы.
  • Г-жа де Реналь полностью отдалась своему чувству, но домашний учитель действовал иначе — он все время думал о своем общественном положении.
В семинарии

В семинарии

  • В семинарию Жюльен поступает, как в тюрьму. «Кругом одни лютые враги. И какой же это адский труд… - ежеминутное лицемерие. Да оно затмит все подвиги Геракла!» Он «слабо преуспевал в своих попытках лицемерить мимикой и жестами…» «Он ничего не мог добиться, да еще вдобавок в таком гнусном ремесле». Он беспощадно насилует себя: нелегко стать тартюфом-иезуитом.
  • Но слепое поклонение Наполеону и его идеям заставляют юношу переступать через самого себя, ненавидеть всех людей без исключений, быть жестоким, скрытным, подозрительным.
Через ректора семинарии Жюльен знакомится с маркизом де Ла-Молем, который давно ищет себе секретаря. Таким образом, появляется возможность осуществления давней мечты Жюльена – посетить Париж.
  • Через ректора семинарии Жюльен знакомится с маркизом де Ла-Молем, который давно ищет себе секретаря. Таким образом, появляется возможность осуществления давней мечты Жюльена – посетить Париж.
В доме маркиза юноша знакомится с юной и симпатичной девушкой, Матильдой де Ла-Моль. Однако она ему не нравится. Бывший гувернер быстро осваивает новую работу, начинает вести все самые сложные дела маркиза. Кроме того, он становится настоящим «денди» и даже получает от маркиза орден. Это успокаивает гордость юноши, но остается одна проблема: он по-прежнему не ладит с Матильдой де Ла-Моль. Она кажется ему слишком романтической особой, однако вскоре отчуждение между ними проходит. Молодые люди начинают больше общаться.
  • В доме маркиза юноша знакомится с юной и симпатичной девушкой, Матильдой де Ла-Моль. Однако она ему не нравится. Бывший гувернер быстро осваивает новую работу, начинает вести все самые сложные дела маркиза. Кроме того, он становится настоящим «денди» и даже получает от маркиза орден. Это успокаивает гордость юноши, но остается одна проблема: он по-прежнему не ладит с Матильдой де Ла-Моль. Она кажется ему слишком романтической особой, однако вскоре отчуждение между ними проходит. Молодые люди начинают больше общаться.
Однажды девушка понимает, что влюбилась в Жюльена. Она пишет ему письмо с объяснением в любви. Получив письмо, Жюльен торжествует: его, сына плотника, полюбила знатная дама. Девушка ждет его ночью в своей комнате. Жюльен приходит к ней, они становятся любовниками. Но на следующее утро Матильда сожалеет в содеянном, молодые люди ссорятся. Жюльен понимает, что и он тоже влюблен в девушку, поэтому ссора между ними его очень расстраивает. Ему советуют вызвать ревность Матильды, Жюльен начинает ухаживать за другой дамой, план срабатывает. Однажды ночью Жюльен влезает в комнату Матильды через окно. Увидев его, Матильда падает к нему в объятия.
  • Однажды девушка понимает, что влюбилась в Жюльена. Она пишет ему письмо с объяснением в любви. Получив письмо, Жюльен торжествует: его, сына плотника, полюбила знатная дама. Девушка ждет его ночью в своей комнате. Жюльен приходит к ней, они становятся любовниками. Но на следующее утро Матильда сожалеет в содеянном, молодые люди ссорятся. Жюльен понимает, что и он тоже влюблен в девушку, поэтому ссора между ними его очень расстраивает. Ему советуют вызвать ревность Матильды, Жюльен начинает ухаживать за другой дамой, план срабатывает. Однажды ночью Жюльен влезает в комнату Матильды через окно. Увидев его, Матильда падает к нему в объятия.
Любовь Матильды началась потому, что Жюльен стал аргументом в ее борьбе против современного общества, против ложной цивилизации. Он был для нее спасением от скуки, от механического салонного существования, новостью психологического и философского плана. Затем он стал образцом новой культуры, построенной на ином начале — природном, личном и свободном, как будто даже руководителем в поисках новой жизни и мышления. Лицемерие его было сразу понято как лицемерие, как необходимость для того, чтобы скрыть подлинное, в нравственном отношении более совершенное, но для современного общества неприемлемое миропонимание. Матильда поняла его как нечто родственное, и это духовное единство вызвало восхищение, настоящую, естественную, природную любовь, захватившую ее целиком. Эта любовь была свободной.
  • Любовь Матильды началась потому, что Жюльен стал аргументом в ее борьбе против современного общества, против ложной цивилизации. Он был для нее спасением от скуки, от механического салонного существования, новостью психологического и философского плана. Затем он стал образцом новой культуры, построенной на ином начале — природном, личном и свободном, как будто даже руководителем в поисках новой жизни и мышления. Лицемерие его было сразу понято как лицемерие, как необходимость для того, чтобы скрыть подлинное, в нравственном отношении более совершенное, но для современного общества неприемлемое миропонимание. Матильда поняла его как нечто родственное, и это духовное единство вызвало восхищение, настоящую, естественную, природную любовь, захватившую ее целиком. Эта любовь была свободной.
« У меня с Жюльеном,— размышляла Матильда, как всегда, наедине с собой,— никаких контрактов, никаких нотариусов, предваряющих мещанский обряд. Все будет героическим, все будет предоставлено случаю». А случай здесь понимается как свобода, возможность поступать так, как того требует мысль, потребность души, голос природы и истины, без придуманного обществом насилия.
  • « У меня с Жюльеном,— размышляла Матильда, как всегда, наедине с собой,— никаких контрактов, никаких нотариусов, предваряющих мещанский обряд. Все будет героическим, все будет предоставлено случаю». А случай здесь понимается как свобода, возможность поступать так, как того требует мысль, потребность души, голос природы и истины, без придуманного обществом насилия.
Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света,— кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями. Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света,— кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями.
  • Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света,— кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями.
  • Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света,— кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями.
Если любовь Матильды дошла до помешательства, то Жюльен стал рассудительным и холодным. И когда Матильда, чтобы спасти его от возможного покушения на его жизнь, сказала:  «Прощай! Беги!», Жюльен ничего не понял и был оскорблен: «Как это неизбежно случается, что даже в самые лучшие их минуты эти люди всегда ухитряются чем-нибудь задеть меня!» Он смотрел на нее холодным взглядом, и она расплакалась, чего прежде никогда не бывало.

Если любовь Матильды дошла до помешательства, то Жюльен стал рассудительным и холодным. И когда Матильда, чтобы спасти его от возможного покушения на его жизнь, сказала:

«Прощай! Беги!», Жюльен ничего не понял и был оскорблен: «Как это неизбежно случается, что даже в самые лучшие их минуты эти люди всегда ухитряются чем-нибудь задеть меня!» Он смотрел на нее холодным взглядом, и она расплакалась, чего прежде никогда не бывало.

Просмотр содержимого презентации
«Фредерик Стендаль.Роман Красное и черное»

Фредерик Стендаль Роман  «Красное и черное»  «Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)

Фредерик Стендаль

Роман

«Красное и черное»

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться».

(Ф.Стендаль)

Маршрутный лист

Маршрутный лист

  • Биография писателя.
  • Литературное наследие Стендаля.
  • Роман «Красное и черное».
  • История создания романа. Символика цветов в названии романа. Образ Жюльена Сореля. Женские образы романа.
  • История создания романа. Символика цветов в названии романа. Образ Жюльена Сореля. Женские образы романа.
  • История создания романа.
  • Символика цветов в названии романа.
  • Образ Жюльена Сореля.
  • Женские образы романа.
Фредерик Стендаль, настоящее имя которого было Анри-Мари Бейль (1783-1842), является крупнейшим представителем французской литературы первой половины ХIХ века, создавшего замечательное по яркости и реалистической силе изображение тогдашнего французского общества.

Фредерик Стендаль, настоящее имя которого было Анри-Мари Бейль (1783-1842), является крупнейшим представителем французской литературы первой половины ХIХ века, создавшего замечательное по яркости и реалистической силе изображение тогдашнего французского общества.

Не удовлетворенный буржуазной средой, к которой принадлежал по рождению, Анри Бейль, однако, не сразу пришел к мысли о писательстве. В юности он изучал математику, увлекался искусством, затем вступил в армию Наполеона Бонапарта и проделал в ее составе несколько военных кампаний (в том числе русскую 1812). В ходе наполеоновских походов он открыл для себя Италию, которая на всю жизнь осталась для него предметом любви, а ее жители — образцом человеческого типа. После падения наполеоновской империи он подолгу жил в Италии: при Реставрации как частное лицо, а при Июльской монархии, начиная с 1830, в качестве французского консула в Триесте и Чивитавеккьи. У себя на родине он был известен как блестящий салонный собеседник, однако его литературное творчество успеха не имело (несмотря на восхищенный печатный отзыв Бальзака), и писательская слава пришла к нему лишь посмертно, во второй половине 19 в.

Не удовлетворенный буржуазной средой, к которой принадлежал по рождению, Анри Бейль, однако, не сразу пришел к мысли о писательстве. В юности он изучал математику, увлекался искусством, затем вступил в армию Наполеона Бонапарта и проделал в ее составе несколько военных кампаний (в том числе русскую 1812). В ходе наполеоновских походов он открыл для себя Италию, которая на всю жизнь осталась для него предметом любви, а ее жители — образцом человеческого типа. После падения наполеоновской империи он подолгу жил в Италии: при Реставрации как частное лицо, а при Июльской монархии, начиная с 1830, в качестве французского консула в Триесте и Чивитавеккьи. У себя на родине он был известен как блестящий салонный собеседник, однако его литературное творчество успеха не имело (несмотря на восхищенный печатный отзыв Бальзака), и писательская слава пришла к нему лишь посмертно, во второй половине 19 в.

Романы «Арманс», «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен» (последний роман, имеющий подзаголовок «Красное и белое», остался недописанным). Цикл новелл «Итальянские хроники» Работы, посвященные разным областям искусства: биографии нескольких композиторов, «История живописи в Италии», книга путевых очерков «Рим, Неаполь, Флоренция» Сборник статей «Расин и Шекспир»
  • Романы «Арманс», «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен» (последний роман, имеющий подзаголовок «Красное и белое», остался недописанным).
  • Цикл новелл «Итальянские хроники»
  • Работы, посвященные разным областям искусства: биографии нескольких композиторов, «История живописи в Италии», книга путевых очерков «Рим, Неаполь, Флоренция»
  • Сборник статей «Расин и Шекспир»
В 1829 году Стендаль начал писать свой роман «Красное и черное», который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831». В это время Стендаля уже не было во Франции.  В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком - либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля «Судебная газета» является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: «Красное и черное». В подзаголовке романа стоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин «Хроника» обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.
  • В 1829 году Стендаль начал писать свой роман «Красное и черное», который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831». В это время Стендаля уже не было во Франции.
  • В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком - либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля «Судебная газета» является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: «Красное и черное».
  • В подзаголовке романа стоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин «Хроника» обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.
Известно, что в основу сюжета романа лег подлинный случай, о котором Стендаль прочитал в уголовной хронике. Молодой человек по имени Антуан Берте, одаренный самоучка, как и Жюльен Сорель, стал гувернером в провинциальной дворянской семье и вступил в любовную связь с хозяйкой дома. Потом он перешел в другую семью, где у него начался роман со старшей дочерью. Узнав об этом, первая возлюбленная Антуана Берте написала порочащее его письмо, молодой человек в ярости выстрелил в нее из пистолета и был приговорен к смертной казни.
  • Известно, что в основу сюжета романа лег подлинный случай, о котором Стендаль прочитал в уголовной хронике. Молодой человек по имени Антуан Берте, одаренный самоучка, как и Жюльен Сорель, стал гувернером в провинциальной дворянской семье и вступил в любовную связь с хозяйкой дома. Потом он перешел в другую семью, где у него начался роман со старшей дочерью. Узнав об этом, первая возлюбленная Антуана Берте написала порочащее его письмо, молодой человек в ярости выстрелил в нее из пистолета и был приговорен к смертной казни.
Ход событий в «Красном и черном» в основном совпадает с рассказом из уголовной хроники. Но характер Жюльена Сореля, его внутренний мир, воссозданный с такой полнотой и тонкостью, мотивы его поступков, яркие, контрастные характеры Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль – все это создание самого Стендаля.
  • Ход событий в «Красном и черном» в основном совпадает с рассказом из уголовной хроники. Но характер Жюльена Сореля, его внутренний мир, воссозданный с такой полнотой и тонкостью, мотивы его поступков, яркие, контрастные характеры Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль – все это создание самого Стендаля.
Как вы понимаете смысл заглавия «Красное и черное»? Что, по вашему мнению, символизируют эти цвета?  Охарактеризуйте поступки, тайные мысли и чувства Жюльена Сореля на разных этапах его жизненного пути: во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.  во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.  во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.  во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.  во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.  Объясните, почему герой, потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине, чувствует себя счастливым?  Сопоставьте двух героинь романа: Луизу де Реналь и Матильду де Ла-Моль. Охарактеризуйте на примере их взаимоотношений с Жульеном Сорелем два типа любви: любовь - страсть и любовь – тщеславие.
  • Как вы понимаете смысл заглавия «Красное и черное»? Что, по вашему мнению, символизируют эти цвета?
  • Охарактеризуйте поступки, тайные мысли и чувства Жюльена Сореля на разных этапах его жизненного пути:
  • во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.
  • во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.
  • во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.
  • во время учебы в семинарии; в доме Реналей; в доме маркиза де Ла-Моль.
  • во время учебы в семинарии;
  • в доме Реналей;
  • в доме маркиза де Ла-Моль.
  • Объясните, почему герой, потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине, чувствует себя счастливым?
  • Сопоставьте двух героинь романа: Луизу де Реналь и Матильду де Ла-Моль. Охарактеризуйте на примере их взаимоотношений с Жульеном Сорелем два типа любви: любовь - страсть и любовь – тщеславие.
Черное – это цвет реакции, красное – это мятежные порывы души Жюльена Сореля. Недаром обе любившие его женщины думали, что он далеко пошел бы, если бы во Франции вспыхнула новая революция.
  • Черное – это цвет реакции, красное – это мятежные порывы души Жюльена Сореля. Недаром обе любившие его женщины думали, что он далеко пошел бы, если бы во Франции вспыхнула новая революция.
Красное и черное – это цвета азартной игры (кстати, рулетка по-французски так и называется – «красное и черное»). Жюльен Сорель – смелый игрок, который поставил не на то поле и проиграл.
  • Красное и черное – это цвета азартной игры (кстати, рулетка по-французски так и называется – «красное и черное»). Жюльен Сорель – смелый игрок, который поставил не на то поле и проиграл.
Жюльен все время колеблется, какую карьеру ему избрать, стать ли ему военным или священником. Красное – это цвет сражения, черное – цвет сутаны священника.
  • Жюльен все время колеблется, какую карьеру ему избрать, стать ли ему военным или священником. Красное – это цвет сражения, черное – цвет сутаны священника.
Красное – цвет страсти, черное – цвет гибели. Или же здесь нет противопоставления, и тогда красное и черное – это кровь и смерть.
  • Красное – цвет страсти, черное – цвет гибели. Или же здесь нет противопоставления, и тогда красное и черное – это кровь и смерть.
Главный герой романа Жюльен Сорель – фигура яркая и сложная. Стендаль однажды сказал, что во Франции есть двести тысяч Жюльенов Сорелей. Он имел ввиду типичность положения своего героя, молодого человека из простой семьи, плебея, как он сам себя называет, который хотел бы пробиться в жизни, найти применение своим силам и дарованиям, но которому не дает развернуться его недворянское происхождение. Однако сам Жюльен с его выдающимися способностями, страстной душой и силой воли – конечно, уникальная личность.

Главный герой романа Жюльен Сорель – фигура яркая и сложная. Стендаль однажды сказал, что во Франции есть двести тысяч Жюльенов Сорелей. Он имел ввиду типичность положения своего героя, молодого человека из простой семьи, плебея, как он сам себя называет, который хотел бы пробиться в жизни, найти применение своим силам и дарованиям, но которому не дает развернуться его недворянское происхождение. Однако сам Жюльен с его выдающимися способностями, страстной душой и силой воли – конечно, уникальная личность.

Создав образ Жюльена Сореля, Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека ХIХ века, которого общество толкало на путь интриг и честолюбивых стремлений. Молодой человек низкого происхождения должен был хитрить и изворачиваться, чтобы занять положение в обществе. Но что бы ни делал Жюльен Сорель, им движет не желание найти себе теплое местечко и уютно устроиться, а благородное желание доказать самому себе и всему миру, что он личность, что по своей человеческой сути он не хуже, ни ниже никого из окружающих. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность.
  • Создав образ Жюльена Сореля, Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека ХIХ века, которого общество толкало на путь интриг и честолюбивых стремлений. Молодой человек низкого происхождения должен был хитрить и изворачиваться, чтобы занять положение в обществе. Но что бы ни делал Жюльен Сорель, им движет не желание найти себе теплое местечко и уютно устроиться, а благородное желание доказать самому себе и всему миру, что он личность, что по своей человеческой сути он не хуже, ни ниже никого из окружающих. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность.
Жюльен не желает лгать, лицемерить, угождать взглядам и вкусам дворянства. Но он должен пройти через ряд испытаний, прежде чем он откажется от сделок с совестью, от всякого честолюбия. Лишь перед смертью Сорель поймет, что погоня за богатством несовместима с возвышенными человеческими порывами, которые живут у него в душе. В последних главах романа Жюльен обнаруживает подлинно героические порывы, ненависть к социальным оковам, которые не позволили ему просить судей о сострадании: «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… Вот мое преступление, господа…»
  • Жюльен не желает лгать, лицемерить, угождать взглядам и вкусам дворянства. Но он должен пройти через ряд испытаний, прежде чем он откажется от сделок с совестью, от всякого честолюбия. Лишь перед смертью Сорель поймет, что погоня за богатством несовместима с возвышенными человеческими порывами, которые живут у него в душе.
  • В последних главах романа Жюльен обнаруживает подлинно героические порывы, ненависть к социальным оковам, которые не позволили ему просить судей о сострадании: «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… Вот мое преступление, господа…»
Почему же потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине Жюльен чувствует себя счастливым?  Причина в том, что всю жизнь он не позволял себе быть самим собой. Он постоянно носил маску, тщательно скрывая свои чувства, мысли, политические пристрастия. Даже с любимыми женщинами он тщательно продумывает каждое слово и каждый поступок, точно разыгрывает шахматные партии. И вот, наконец, он дает себе свободу. На суде он говорит присяжным: «Я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом»

Почему же потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине Жюльен чувствует себя счастливым?

Причина в том, что всю жизнь он не позволял себе быть самим собой. Он постоянно носил маску, тщательно скрывая свои чувства, мысли, политические пристрастия. Даже с любимыми женщинами он тщательно продумывает каждое слово и каждый поступок, точно разыгрывает шахматные партии. И вот, наконец, он дает себе свободу. На суде он говорит присяжным: «Я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом»

Еще важнее то, что Жюльен может вести себя совершенно искренне в отношениях с госпожой де Реналь, и он наслаждается ничем незамутненной любовью. Жюльен выбирает перед смертью не Матильду, которая многим для него пожертвовала и прилагала величайшие усилия, чтобы спасти его, а госпожу де Реналь, чье письмо перечеркнуло все его надежды и которую он за это попытался убить. Дело в том, что отношения с Матильдой – это постоянная несвобода и насилие над собой.

Еще важнее то, что Жюльен может вести себя совершенно искренне в отношениях с госпожой де Реналь, и он наслаждается ничем незамутненной любовью. Жюльен выбирает перед смертью не Матильду, которая многим для него пожертвовала и прилагала величайшие усилия, чтобы спасти его, а госпожу де Реналь, чье письмо перечеркнуло все его надежды и которую он за это попытался убить. Дело в том, что отношения с Матильдой – это постоянная несвобода и насилие над собой.

Стендаль писал, что существуют разные типы любви, и выделял любовь-страсть и любовь-тщеславие. Любовь Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль в полной мере воплощают эти два типа.   Госпожа де Реналь, хотя в начале романа ей уже тридцать лет, полюбила впервые в жизни, и ее чувство сильно, искренно и самоотверженно. Вспоминая ее в Париже, Жюльен говорит себе: «Какое очарование естественное! Какое чистосердечие!» Госпожа де Реналь очень религиозна. Поэтому она видит в своей любви к Жюльену грех, болезнь ребенка воспринимает как посланное свыше наказание, под влиянием священника пишет роковое письмо. Но, узнав, что Жюльен приговорен к смерти, она уже ни о чем другом не думает, кроме своей любви, и полностью отдается чувству. В конце романа сообщается, что госпожа де Реналь не смогла пережить Жюльена и умерла, обнимая своих детей.
  • Стендаль писал, что существуют разные типы любви, и выделял любовь-страсть и любовь-тщеславие. Любовь Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль в полной мере воплощают эти два типа.
  • Госпожа де Реналь, хотя в начале романа ей уже тридцать лет, полюбила впервые в жизни, и ее чувство сильно, искренно и самоотверженно. Вспоминая ее в Париже, Жюльен говорит себе: «Какое очарование естественное! Какое чистосердечие!» Госпожа де Реналь очень религиозна. Поэтому она видит в своей любви к Жюльену грех, болезнь ребенка воспринимает как посланное свыше наказание, под влиянием священника пишет роковое письмо. Но, узнав, что Жюльен приговорен к смерти, она уже ни о чем другом не думает, кроме своей любви, и полностью отдается чувству. В конце романа сообщается, что госпожа де Реналь не смогла пережить Жюльена и умерла, обнимая своих детей.
  • В чувстве Матильды, действительно, очень много тщеславия. Гордостью она не уступает Жюльену. Став любовницей Жюльена и забеременев от него, она совершает поступок, нарушающий все тогдашние нормы поведения молодой девушки, особенно принадлежащей к ее кругу. По понятиям того времени, она должна была чувствовать себя опозоренной и погибшей. А она гордится своим поступком, своей смелостью, тем, что она не такая, как все.
  • Так же, как Жюльен в своих поступках стремился походить на Наполеона, Матильда ориентируется на королеву Маргариту Наварскую. Матильда несомненно любит Жюльена и старается спасти его от гибели, но при этом она явно получает мрачное удовольствие от того, что, подобно Маргарите Наварской, она бестрепетно держит на коленях отрубленную голову возлюбленного и своими руками хоронит ее.
  • То, что Жюльен – человек низкого происхождения, не отпугивает Матильду. Но ей необходимо, чтобы он был человеком выдающимся, необыкновенным по своим личным качествам. Когда ей кажется, что Жюльен действительно яркая личность, она готова стоять перед ним на коленях, когда же у нее возникают сомнения, она гонит его от себя. Чувство Жюльена к Матильде не выдерживает этих метаний, и недаром он говорит госпоже де Реналь: «Она жена мне, но не моя возлюбленная».
Почему Вы простили Жюльена? (Луизе де Реналь) Принес бы Вам счастье Ваш брак с Жюльеном? (Матильде) Зачем Вы написали письмо господину де Ла–Молю, оклеветав Жюльена? (Луизе де Реналь) Какое чувство Вы испытали, когда узнали, что ждете ребенка? А как Вы отнеслись к просьбе Жюльена воспитать сына от другой женщины?
  • Почему Вы простили Жюльена? (Луизе де Реналь)
  • Принес бы Вам счастье Ваш брак с Жюльеном? (Матильде)
  • Зачем Вы написали письмо господину де Ла–Молю, оклеветав Жюльена? (Луизе де Реналь)
  • Какое чувство Вы испытали, когда узнали, что ждете ребенка? А как Вы отнеслись к просьбе Жюльена воспитать сына от другой женщины?
составить краткую энциклопедическую справку; написать характеристику литературного героя; написать рецензию на роман (фильм).
  • составить краткую энциклопедическую справку;
  • написать характеристику литературного героя;
  • написать рецензию на роман (фильм).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей