СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №23 Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. помочь ученикам раскрыть женские образы романа, выяснить их роль в романе;
  2. развивать навыки анализа персонажей эпического произведения, высказывания своих оценочных суждений; умение сопоставлять явления литературы и жизни;
  3. воспитывать высокие нравственные качества, эстетические вкусы.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №23 Женские образы романа Стендаля»

10 класс


Урок №23

Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

Цель:

  1. помочь ученикам раскрыть женские образы романа, выяснить их роль в романе;

  2. развивать навыки анализа персонажей эпического произведения, высказывания своих оценочных суждений; умение сопоставлять явления литературы и жизни;

  3. воспитывать высокие нравственные качества, эстетические вкусы.

Прогнозируемые результаты:

знают содержание романа Стендаля, дают характеристику женским персонажам романа; высказывают оценочные суждения, аргументируют свою точку зрения, интерпретируют содержание произведения

Тип урока:

формирование умений и навыков.

Оборудование:

портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно - мотивационный этап

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

- В своем трактате «О любви» Стендаль написал такую фразу: «Любить - это значит испытывать наслаждение …». Любовь - одна из «вечных» тем в литературе. Коллизии романа Стендаля «Красное и черное» также во многом основаны на этой теме. Сегодня наш разговор - о прекрасном поле, о тех, кого любил главный герой произведения и кто любил его.

  1. Объявление темы и цели урока


Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Формирование умений и навыков

  1. Выполнение задач поисково-исследовательского характера

- Охарактеризуйте ход чувств Жульена к госпоже Реналь и Матильды де Ла-Моль.


  1. Заполнение «анкеты» стендалевских героинь

Имя, фамилия

Луиза де Реналь

Матильда де Ла-Моль

возраст

23

19

Особые детали внешности

прекрасные глаза

колючие глаза

Семейное положение

замужем

Не замужем

Место жительства

город Верьер

город Париж

Читательские интересы

Романы о любви

Общественно-политические трактаты

Отношение к религии

уважительное

насмешливое

Отношение к окружающим

Ровно, с уважением

скрытое презрение


Проблема денег

не волнует

Богатство - залог успеха

Сила чувств, способность к самопожертвованию

Сильные чувства, высокая способность к бескорыстной самопожертвования

Сильные чувства, способность к самопожертвованию высокая, но с определенным расчетом


  1. Работа в группах

1 группа. Составление устного высказывания «Проблема выбора госпожи де Реналь в романе Стендаля «Красное и черное»»

Ориентировочный образец

Для госпожи де Реналь тяжелой проблемой является выбор между страстью, с одной стороны, и ее обязанностью жены, матери, христианки, с другой. То есть между «естественным человеком», как и у Сореля, и «цивилизацией». Влюбившись в Жюльена, она чувствует себя преступницей, которая нарушает общепринятые нормы морали, поэтому сдерживает чувства; свою страсть определяет как «ужасное наваждение». Ее душа стремится к счастью.

Женщина часто впадает в крайности. Когда заболел ее сын, она воспринимает это как Божье наказание за супружескую измену. Только ребенок выздоровел, госпожа де Реналь пишет анонимные письма, чтобы защитить свою с Жюльеном любовь. Пожалуй, в такую минуту раскаяния она по наущению духовника и отсылает маркизу де Ла-Моль отзыв о поведении Сореля, что играет в его судьбе роковую роль.

Как и Жульен Сорель, госпожа де Реналь находит равновесие лишь тогда, когда начинает жить своими чувствами и стремлением к счастью. Для нее уже не существуют обязанность перед мужем и моральное осуждение. Очевидно, такое искреннее поведение, «естественная жизнь» является для автора идеалом.

2 группа. Составление устного высказывания «Настоящая любовь героя и симпатия автора - провинциальная госпожа или парижская красавица?»

Ориентировочный образец

В Матильде де Ла-Моль, дочери маркиза, есть много общего с Жюльеном. Она, как и Сорель, скептически относится к современности, считая, что все лучшее в истории уже произошло. Госпожа де Ла-Моль инстинктивно ищет вокруг себя таких сильных людей, как ее родственник Бонифас де Ла-Моль эпохи Маргариты Наваррской, и не находит их. Она отдает сердце сыну плотника, который выделяется ее окружения умом, энергией и происхождением из низкого состояния, из которого он поднялся благодаря качествам своего характера и способностям. Свидетельством ее силы и смелости является то, что она первой признается юноше в любви. Этим она бросает вызов еще и своему общественному положению.

Несмотря на духовную близость Матильды и Жюльена (и самого автора!), женским идеалом в романе является не она, а госпожа де Реналь. Матильда НЕ может вести себя просто как женщина, она всегда будет оставаться дочерью маркиза с привычками неискренности, игры, позирования. Пожалуй, в этом заключается ее трагедия, она не способна уступать собственной гордости. Госпожа де Реналь не такая изысканная, умная, остроумная, как соперница, но имеет преимущество над ней, значительно более важное, - умеет самоотверженно любить.

3 группа. Сопоставьте двух героинь романа: Луизу де Реналь и Матильду де Ла-Моль. Охарактеризуйте на примере их взаимоотношений с Жульеном Сорелем два типа любви: любовь - страсть и любовь – тщеславие.


  1. Аналитическое комментирование

- Прокомментируйте высказывание Стендаля о любви, найдите перекличку этих мыслей с романом «Красное и черное»:

  • «Любовь! В каких только сумасшествиях не заставляешь ты нас чувствовать радость»;

  • «Любовь похоже на лихорадку, она рождается и угасает без малейшего участия воли»;

  • «... В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порожденной нами самими ...».

- Докажите или опровергните мнение литературоведа о женских характерах Стендаля: «Характерными чертами женских образов является тяга к героическому, самоотверженность в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды».

- В трактате «О любви» Стендаль написал: «Любовь - это чудесный цветок, но следует иметь отвагу, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти». Как вы думаете, уместна эта фраза относительно чувств Жюльена Сореля? (Возможно. Жульен хочет любви, но все время он - на краю пропасти, хотя и не всегда избегает падения вниз.)


Ожидаемые ответы

• Жульен: благодарность влюбленность страх ненависть любви - госпожа де Реналь.

• Жульен: интерес самодовольства симпатия азарт гордость эгоистическая гордость - Матильда де Ла-Моль.

Примечание. Возможны и другие определения.


Заполняют анкету в группе.

Фронтальная проверка.












Составляют устное высказывание в группе, выступают перед классом.








































Комментируют высказывания, аргументируют текстом романа.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

- Женские образы Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль имеют в романе особую нагрузку. Не случайно они подаются в противопоставлении. Героини словно олицетворяют борьбу двух сил в душе Жюльена. С этой мыслью я…

- В конце хотелось бы сказать, что не власть, не положение в обществе возвышает человека. Поистине возвышает его высокое искусство, с которым мы имеем счастье соприкоснуться, читая «Красное и черное» Фредерика Стендаля.

Продолжают предложение (заслушать по одному человеку от группы)

Домашнее задание

составить краткую энциклопедическую справку, написать характеристику литературного героя, рецензию на роман (фильм).

Записывают домашнее задание на выбор



Просмотр содержимого документа
«МК»

- Охарактеризуйте женские образы романа.

Комментарий учителя.

Жена мэра Вернера, мать двоих детей, старше Жюльена. Она богатая наследница своей тети, воспитывалась в монастыре Сакре-Кер, была образованной красавицей-провинциалкой. Весь нерастраченный пыл своей молодости, ума, чувств госпожа де Реналь отдала воспитанию своих детей. Принимала участие в благотворительных акциях, которые организовывал ее муж, любовалась окружающей видом, пила чай с вареньем на веранде с подругой. Но к встрече с Жюльеном она не знала любви. И вот в ее доме появляется новый человек - гувернер ее детей, довольно-таки миловидный юноша. Желание помочь Жульен материально, приобрести книги, которые он хотел бы иметь, длительные прогулки в саду стали фоном, на котором зародилось и созрело любви дамы и гувернера. Пылкая, страстная страсть охватила обоих. С риском для чести женщина встречается с Жюльеном в своей спальне, крадет для него хлеб после ужина, затягивает лестницу, по которой он поднимается в ее комнату. Забыто все условности мира. Господствует только любовь - с ее стороны. Потому Жульен «влюбился» в нее только из корысти. Настоящее придет потом.

Свое чувство госпожа де Реналь воспринимает как греховное (особенно ее испугала болезнь сына), но и отказаться от чувства она не может.

Эта глубоко верующая женщина, почти фанатично преданная Богу, под давлением своего духовника осуществила поступок, который повредил Жульен. Но то, что она простила Сорелю, пришла в тюрьму, запятнав свою честь и не боясь этого, является лучшим свидетельством настоящей любви.


Образ Матильды де Ла-Моль - один из самых ярких образов Стендаля. Она является полной противоположностью госпожа де Реналь. Гордая и холодная красавица-аристократка, экстравагантная, остроумная, насмешливая, умный, образованный (читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции), Матильда выше свое окружение. Она пренебрежительно относилась к парням, с которыми была знакома. Девушка жила в ожидании, что появится герой, похожий на любимца ее идеала - Маргариты Наваррской. Серая, будничная, совсем не героическая современная действительность не вызывает у Матильды интереса, он живет прошлым, которое предстает в ее воображении окутанным романтикой сильных чувств. Эта гордая аристократка обращает внимание на Жульена потому, что чувствует в нем необычную натуру с сильной волей. И все то, что она ожидала, на что надеялась, Матильда нашла-таки в Жульен. Но любовь этих молодых людей больше похоже на соревнования, потому что они постоянно мучили друг друга. Причина этого - больное честолюбие Сореля.

Матильда довольно часто бывает безжалостной в своих суждениях о людях, она оскорбляет плебея Жюльена Сореля, заставляя того придумывать хитроумные способы, чтобы покорить ее. Однако она все же стремятся к любви. Матильда понимала, что, выйдя замуж за Жюльена, она попадет в то общество, к которому относится с презрением. К тому же - Сорель не любит ее по-настоящему, потому что душой он с госпожой де Реналь. Она понимает это при весьма трагических обстоятельствах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей