СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок 46. Особенности народного характера в прозе В.М. Шукшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. Открыть для себя героев Шукшина, понять сложность и глубину размышлений автора о многообразии  человеческих характеров.
  2. Выявить смысл названия произведений В.М. Шукшина.
  3. Выявить художественный смысл композиционного строения  рассказов писателя.

Просмотр содержимого документа
«Второй отрывок»

Огромный Иван, не оглянувшись, грузно сел на табуретку – как от удара в лоб. Он почему-то сразу понял, что никакая это не шутка, это – правда.

Даже с его способностью все в жизни переносить терпеливо показалось ему, что этого не перенести: так нехорошо, больно сделалось под сердцем. Такая тоска и грусть взяла… Чуть не заплакал. Хотел как-нибудь думать и не мог – не думалось, а только больно ныло и ныло под сердцем.

Мелькнула короткая ясная мысль: «Вот она какая, большая-то беда». И все.

Сорокалетний Иван был не по-деревенски изрядно лыс, выглядел значительно старше своих лет. Его угрюмость и молчаливость не тяготили его, досадно только, что на это всегда обращали внимание. Но никогда не мог он помыслить, что мужика надо судить по этим качествам – всегда ли он весел и умеет ли складно говорить. «Ну а как же?!» – говорила ему та же Людмила. Он любил ее за эти слова еще больше… И молчал. «Не в этом же дело, – думал он, – что я тебе, политрук?» И вот – на тебе, она, оказывается, правда горевала, что он такой молчаливый и неласковый.

Потом узнал Иван, как все случилось.

Приехало в село небольшое воинское подразделение с офицером – помочь смонтировать в совхозе электроподстанцию. Побыли-то всего с неделю!.. Смонтировали и уехали. А офицер еще и семью тут себе «смонтировал».



Просмотр содержимого документа
«Текст рассказа Шукшина Раскас»

Василий Макарович Шукшин «Раскас»

От Ивана Петина ушла жена. Да как ушла!.. Прямо как в старых добрых романах – сбежала с офицером.

Иван приехал из дальнего рейса, загнал машину в ограду, отомкнул избу… И нашел на столе записку:

«Иван, извини, но больше с таким пеньком я жить не могу. Не ищи меня. Людмила».




Огромный Иван, не оглянувшись, грузно сел на табуретку – как от удара в лоб. Он почему-то сразу понял, что никакая это не шутка, это – правда.

Даже с его способностью все в жизни переносить терпеливо показалось ему, что этого не перенести: так нехорошо, больно сделалось под сердцем. Такая тоска и грусть взяла… Чуть не заплакал. Хотел как-нибудь думать и не мог – не думалось, а только больно ныло и ныло под сердцем.

Мелькнула короткая ясная мысль: «Вот она какая, большая-то беда». И все.

Сорокалетний Иван был не по-деревенски изрядно лыс, выглядел значительно старше своих лет. Его угрюмость и молчаливость не тяготили его, досадно только, что на это всегда обращали внимание. Но никогда не мог он помыслить, что мужика надо судить по этим качествам – всегда ли он весел и умеет ли складно говорить. «Ну а как же?!» – говорила ему та же Людмила. Он любил ее за эти слова еще больше… И молчал. «Не в этом же дело, – думал он, – что я тебе, политрук?» И вот – на тебе, она, оказывается, правда горевала, что он такой молчаливый и неласковый.

Потом узнал Иван, как все случилось.

Приехало в село небольшое воинское подразделение с офицером – помочь смонтировать в совхозе электроподстанцию. Побыли-то всего с неделю!.. Смонтировали и уехали. А офицер еще и семью тут себе «смонтировал».





Два дня Иван не находил себе места. Пробовал напиться, но еще хуже стало – противно. Бросил. На третий день сел писать рассказ в районную газету. Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что. Ему тоже захотелось спросить всех: как же так можно?!

Раскас

Значит было так: я приезжаю – на столе записка. Я ее не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Мало ли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щастливая становилась. Она и в культ прасветшколу из-за этого пошла, она сама говорила. А еслив сказать кому што он на Гитлера похожий, то што ему тада остается делать: хватать ружье и стрелять всех подряд? У нас на фронте был один такой – вылитый Гитлер. Его потом куда-то в тыл отправили потому што нельзя так. Нет, этой все в город надо было. Там говорит меня все узнавать будут. Ну не дура! Она вобчем то не дура, но малость чокнутая нащет своей физиономии. Да мало ли красивых – все бы бегали из дому! Я же знаю, он ей сказал: «Как вы здорово похожи на одну артистку!» Она конешно вся засветилась… Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обчеству и радешеньки! А гусударство в убытке.

Иван остановил раскаленное перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчет государства, кажется, зря. Он подсел к столу, зачеркнул «гусударство». И продолжал:

Эх вы!.. Вы думаете, еслив я шофер, дак я ничего не понимаю? Да я вас наскрозь вижу! Мы гусударству пользу приносим вот этими самыми руками, которыми я счас пишу, а при стрече могу этими же самыми руками так засветить промеж глаз, што кое кто с неделю хворать будет. Я не угрожаю и нечего мне после этого пришивать, што я кому-то угрожал но при стрече могу разок угостить. А потому што это тоже неправильно: увидал бабенку боле или мене ничего на мордочку и сразу подсыпаться к ней. Увиряю вас хоть я и лысый, но кое-кого тоже мог ба поприжать, потому што в рейсах всякие стречаются. Но однако я этого не делаю. А вдруг она чья нибудь жена? А они есть такие што может и промолчать про это. Кто же я буду перед мужиком, которому я рога надстроил! Я не лиходей людям.

Теперь смотрите што получается: вот она вильнула хвостом, уехала куда глаза глидят. Так? Тут семья нарушена. А у ей есть полная уверенность, што они там наладят новую? Нету. Она всего навсего неделю человека знала, а мы с ей четыре года прожили. Не дура она после этого? А гусударство деньги на ее тратила – учила. Ну, и где ж та учеба? Ее же плохому-то не учили. И родителей я ее знаю, они в соседнем селе живут хорошие люди. У ей между прочим брат тоже офицер старший лейтенант, но об нем слышно только одно хорошее. Он отличник боевой и политической подготовки. Откуда же у ей это пустозвонство в голове? Я сам удивляюсь. Я все для ей делал. У меня сердце к ей приросло. Каждый рас еду из рейса и у меня душа радуется: скоро увижу, и пожалуста: мне надстраивают такие рога! Да черт с ей не вытерпела там такой ловкач попался, што на десять минут голову потиряла… Я бы как нибудь пережил это. Но зачем совсем то уезжать? Этого я тоже не понимаю. Как то у меня ни укладываится в голове. В жизни всяко бываит, бываит иной рас слабость допустил человек, но так вот одним разом всю жизнь рушить – зачем же так? Порушить-то ей лехко но снова складать трудно. А уж ей самой – тридцать лет. Очень мне счас обидно, поэтому я пишу свой раскас. Еслив уж на то пошло у меня у самого три ордена и четыре медали. И я давно бы уж был ударником коммунистического труда, но у меня есть одна слабость: как выпью так начинаю материть всех. Это у меня тоже не укладывается в голове, тверезый я совсем другой человек. А за рулем меня никто ни разу выпимши не видал и никогда не увидит. И при жене Людмиле я за все четыре года ни разу не матернулся, она это может подтвердить. Я ей грубога слова никогда не сказал. И вот пожалуста она же мне надстраивает такие прямые рога! Тут кого хошь обида возьмет. Я тоже – не каменный.

С приветом.

Иван Петин. Шофер 1 класса.


Иван взял свой «раскас» и пошел в редакцию, которая была неподалеку.




Стояла весна, и от этого еще хуже было на душе: холодно и горько. Вспомнилось, как совсем недавно они с женой ходили этой самой улицей в клуб – Иван встречал ее с репетиций. А иногда провожал на репетицию.

Он люто ненавидел это слово «репетиция», но ни разу не выказал своей ненависти: жена боготворила репетиции, он боготворил жену. Ему нравилось идти с ней по улице, он гордился красивой женой. Еще он любил весну, когда она только-только подступала, но уже вовсю чувствовалась даже утрами, сердце сладко поднывало – чего-то ждалось. Весны и ждалось. И вот она наступила, та самая – нагая, раздрызганная и ласковая, обещающая земле скорое тепло, солнце… Наступила… А тут – глаза бы ни на что не глядели.

Иван тщательно вытер сапоги о замусоленный половичок на крыльце редакции и вошел. В редакции он никогда не был, но редактора знал: встречались на рыбалке.

– Агеев здесь? – спросил он у женщины, которую часто видел у себя дома и которая тоже бегала в клуб на репетиции. Во всяком случае, когда ему доводилось слушать их разговор с Людмилой, это были все те же «репетиция», «декорация». Увидев ее сейчас, Иван счел нужным не поздороваться; больно дернуло за сердце.

Женщина с любопытством и почему-то весело посмотрела на него.

– Здесь. Вы к нему?

– К нему… Мне надо тут по одному делу. – Иван прямо смотрел на женщину и думал: «Тоже небось кому-нибудь рога надстроила – веселая».

Женщина вошла в кабинет редактора, вышла и сказала:

– Пройдите, пожалуйста.

Редактор – тоже веселый, низенький… Несколько больше, чем нужно бы при его росте, полненький, кругленький, тоже лысый. Встал навстречу из-за стола.

– А?! – воскликнул он и показал на окно. – На нас, на нас времечко-то работает! Не пробовали еще переметами?..

– Нет, – Иван всем видом своим хотел показать, что ему не до переметов сейчас.

– Я в субботу хочу попробовать. – Редактора все не покидало веселое настроение. – Или не советуете? Просто терпения нет…

– Я раскас принес, – сказал Иван.

– Рассказ? – удивился редактор. – Ваш рассказ? О чем?

– Я туг все описал. – Иван подал тетрадку.

Редактор полистал ее… Посмотрел на Ивана. Тот серьезно и мрачно смотрел на него.

– Хотите, чтоб я сейчас прочитал?

– Лучше бы сейчас…

Редактор сел в кресло и стал читать. Иван остался стоять и все смотрел на веселого редактора и думал: «Наверно, у него жена тоже на репетиции ходит. А ему хоть бы что – пусть ходит! Он сам сумеет про эти всякие „декорации“ поговорить. Он про все сумеет».

Редактор захохотал.

Иван стиснул зубы.

– Ах, славно! – воскликнул редактор. И опять захохотал так, что заколыхался его упругий животик.

– Чего славно? – спросил Иван.

Редактор перестал смеяться… Несколько даже смутился.

– Простите… Это вы о себе? Это ваша история?

– Моя.

– Кхм… Извините, я не понял.

– Ничего. Читайте дальше.

Редактор опять уткнулся в тетрадку. Он больше не смеялся, но видно было, что он изумлен и ему все-таки смешно.

И чтоб скрыть это, он хмурил брови и понимающе делал губы трубочкой. Он дочитал.

– Вы хотите, чтоб мы это напечатали?

– Ну да.

– Но это нельзя печатать. Это не рассказ…

– Почему? Я читал, так пишут.

– А зачем вам нужно это печатать? – Редактор действительно смотрел на Ивана сочувственно и серьезно. – Что это даст? Облегчит ваше… горе?

Иван ответил не сразу.

– Пускай они прочитают… там.

– А где они?

– Пока не знаю.

– Так она просто не дойдет до них, газетка-то наша!

– Я найду их… И пошлю.

– Да нет, даже не в этом дело! – Редактор встал и прошелся по кабинету. – Не в этом дело. Что это даст? Что, она опомнится и вернется к вам?

– Им совестно станет.

– Да нет! – воскликнул редактор. – Господи… Не знаю, как вам… Я вам сочувствую, но ведь это глупость, что мы сделаем! Даже если я отредактирую это.

– Может, она вернется.

– Нет! – громко сказал редактор. – Ах ты, Господи!.. – Он явно волновался. – Лучше напишите письмо. Давайте вместе напишем?

Иван взял тетрадку и пошел из редакции.

– Подождите! – воскликнул редактор. – Ну давайте вместе – от третьего лица…

Иван прошел приемную редакции, даже не глянув на женщину, которая много знала о «декорациях», «репетициях»… Собаки!

Он направился прямиком в чайную. Там взял «полкило» водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой – в мрак и пустоту. Шел, засунув руки в карманы, не глядел по сторонам. Все как-то не наступало желанное равновесие в душе его. Он шел и молча плакал. Встречные люди удивленно смотрели на него… А он шел и плакал. И ему было не стыдно. Он устал.

Просмотр содержимого документа
«Третий отрывок»

Два дня Иван не находил себе места. Пробовал напиться, но еще хуже стало – противно. Бросил. На третий день сел писать рассказ в районную газету. Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что. Ему тоже захотелось спросить всех: как же так можно?!


Раскас


Значит было так: я приезжаю – на столе записка. Я ее не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Мало ли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щастливая становилась. Она и в культ прасветшколу из-за этого пошла, она сама говорила. А еслив сказать кому што он на Гитлера похожий, то што ему тада остается делать: хватать ружье и стрелять всех подряд? У нас на фронте был один такой – вылитый Гитлер. Его потом куда-то в тыл отправили потому што нельзя так. Нет, этой все в город надо было. Там говорит меня все узнавать будут. Ну не дура! Она вобчем то не дура, но малость чокнутая нащет своей физиономии. Да мало ли красивых – все бы бегали из дому! Я же знаю, он ей сказал: «Как вы здорово похожи на одну артистку!» Она конешно вся засветилась… Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обчеству и радешеньки! А гусударство в убытке.


Иван остановил раскаленное перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчет государства, кажется, зря. Он подсел к столу, зачеркнул «гусударство». И продолжал:


Эх вы!.. Вы думаете, еслив я шофер, дак я ничего не понимаю? Да я вас наскрозь вижу! Мы гусударству пользу приносим вот этими самыми руками, которыми я счас пишу, а при стрече могу этими же самыми руками так засветить промеж глаз, што кое кто с неделю хворать будет. Я не угрожаю и нечего мне после этого пришивать, што я кому-то угрожал но при стрече могу разок угостить. А потому што это тоже неправильно: увидал бабенку боле или мене ничего на мордочку и сразу подсыпаться к ней. Увиряю вас хоть я и лысый, но кое-кого тоже мог ба поприжать, потому што в рейсах всякие стречаются. Но однако я этого не делаю. А вдруг она чья нибудь жена? А они есть такие што может и промолчать про это. Кто же я буду перед мужиком, которому я рога надстроил! Я не лиходей людям.

Теперь смотрите што получается: вот она вильнула хвостом, уехала куда глаза глидят. Так? Тут семья нарушена. А у ей есть полная уверенность, што они там наладят новую? Нету. Она всего навсего неделю человека знала, а мы с ей четыре года прожили. Не дура она после этого? А гусударство деньги на ее тратила – учила. Ну, и где ж та учеба? Ее же плохому-то не учили. И родителей я ее знаю, они в соседнем селе живут хорошие люди. У ей между прочим брат тоже офицер старший лейтенант, но об нем слышно только одно хорошее. Он отличник боевой и политической подготовки. Откуда же у ей это пустозвонство в голове? Я сам удивляюсь. Я все для ей делал. У меня сердце к ей приросло. Каждый рас еду из рейса и у меня душа радуется: скоро увижу, и пожалуста: мне надстраивают такие рога! Да черт с ей не вытерпела там такой ловкач попался, што на десять минут голову потиряла… Я бы как нибудь пережил это. Но зачем совсем то уезжать? Этого я тоже не понимаю. Как то у меня ни укладываится в голове. В жизни всяко бываит, бываит иной рас слабость допустил человек, но так вот одним разом всю жизнь рушить – зачем же так? Порушить-то ей лехко но снова складать трудно. А уж ей самой – тридцать лет. Очень мне счас обидно, поэтому я пишу свой раскас. Еслив уж на то пошло у меня у самого три ордена и четыре медали. И я давно бы уж был ударником коммунистического труда, но у меня есть одна слабость: как выпью так начинаю материть всех. Это у меня тоже не укладывается в голове, тверезый я совсем другой человек. А за рулем меня никто ни разу выпимши не видал и никогда не увидит. И при жене Людмиле я за все четыре года ни разу не матернулся, она это может подтвердить. Я ей грубога слова никогда не сказал. И вот пожалуста она же мне надстраивает такие прямые рога! Тут кого хошь обида возьмет. Я тоже – не каменный.

С приветом.

Иван Петин. Шофер 1 класса.


Иван взял свой «раскас» и пошел в редакцию, которая была неподалеку.


Просмотр содержимого документа
«Четвёртый отрывок»

Стояла весна, и от этого еще хуже было на душе: холодно и горько. Вспомнилось, как совсем недавно они с женой ходили этой самой улицей в клуб – Иван встречал ее с репетиций. А иногда провожал на репетицию.

Он люто ненавидел это слово «репетиция», но ни разу не выказал своей ненависти: жена боготворила репетиции, он боготворил жену. Ему нравилось идти с ней по улице, он гордился красивой женой. Еще он любил весну, когда она только-только подступала, но уже вовсю чувствовалась даже утрами, сердце сладко поднывало – чего-то ждалось. Весны и ждалось. И вот она наступила, та самая – нагая, раздрызганная и ласковая, обещающая земле скорое тепло, солнце… Наступила… А тут – глаза бы ни на что не глядели.

Иван тщательно вытер сапоги о замусоленный половичок на крыльце редакции и вошел. В редакции он никогда не был, но редактора знал: встречались на рыбалке.

– Агеев здесь? – спросил он у женщины, которую часто видел у себя дома и которая тоже бегала в клуб на репетиции. Во всяком случае, когда ему доводилось слушать их разговор с Людмилой, это были все те же «репетиция», «декорация». Увидев ее сейчас, Иван счел нужным не поздороваться; больно дернуло за сердце.

Женщина с любопытством и почему-то весело посмотрела на него.

– Здесь. Вы к нему?

– К нему… Мне надо тут по одному делу. – Иван прямо смотрел на женщину и думал: «Тоже небось кому-нибудь рога надстроила – веселая».

Женщина вошла в кабинет редактора, вышла и сказала:

– Пройдите, пожалуйста.

Редактор – тоже веселый, низенький… Несколько больше, чем нужно бы при его росте, полненький, кругленький, тоже лысый. Встал навстречу из-за стола.

– А?! – воскликнул он и показал на окно. – На нас, на нас времечко-то работает! Не пробовали еще переметами?..

– Нет, – Иван всем видом своим хотел показать, что ему не до переметов сейчас.

– Я в субботу хочу попробовать. – Редактора все не покидало веселое настроение. – Или не советуете? Просто терпения нет…

– Я раскас принес, – сказал Иван.

– Рассказ? – удивился редактор. – Ваш рассказ? О чем?

– Я туг все описал. – Иван подал тетрадку.

Редактор полистал ее… Посмотрел на Ивана. Тот серьезно и мрачно смотрел на него.

– Хотите, чтоб я сейчас прочитал?

– Лучше бы сейчас…

Редактор сел в кресло и стал читать. Иван остался стоять и все смотрел на веселого редактора и думал: «Наверно, у него жена тоже на репетиции ходит. А ему хоть бы что – пусть ходит! Он сам сумеет про эти всякие „декорации“ поговорить. Он про все сумеет».

Редактор захохотал.

Иван стиснул зубы.

– Ах, славно! – воскликнул редактор. И опять захохотал так, что заколыхался его упругий животик.

– Чего славно? – спросил Иван.

Редактор перестал смеяться… Несколько даже смутился.

– Простите… Это вы о себе? Это ваша история?

– Моя.

– Кхм… Извините, я не понял.

– Ничего. Читайте дальше.

Редактор опять уткнулся в тетрадку. Он больше не смеялся, но видно было, что он изумлен и ему все-таки смешно.

И чтоб скрыть это, он хмурил брови и понимающе делал губы трубочкой. Он дочитал.

– Вы хотите, чтоб мы это напечатали?

– Ну да.

– Но это нельзя печатать. Это не рассказ…

– Почему? Я читал, так пишут.

– А зачем вам нужно это печатать? – Редактор действительно смотрел на Ивана сочувственно и серьезно. – Что это даст? Облегчит ваше… горе?

Иван ответил не сразу.

– Пускай они прочитают… там.

– А где они?

– Пока не знаю.

– Так она просто не дойдет до них, газетка-то наша!

– Я найду их… И пошлю.

– Да нет, даже не в этом дело! – Редактор встал и прошелся по кабинету. – Не в этом дело. Что это даст? Что, она опомнится и вернется к вам?

– Им совестно станет.

– Да нет! – воскликнул редактор. – Господи… Не знаю, как вам… Я вам сочувствую, но ведь это глупость, что мы сделаем! Даже если я отредактирую это.

– Может, она вернется.

– Нет! – громко сказал редактор. – Ах ты, Господи!.. – Он явно волновался. – Лучше напишите письмо. Давайте вместе напишем?

Иван взял тетрадку и пошел из редакции.

– Подождите! – воскликнул редактор. – Ну давайте вместе – от третьего лица…

Иван прошел приемную редакции, даже не глянув на женщину, которая много знала о «декорациях», «репетициях»… Собаки!

Он направился прямиком в чайную. Там взял «полкило» водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой – в мрак и пустоту. Шел, засунув руки в карманы, не глядел по сторонам. Все как-то не наступало желанное равновесие в душе его. Он шел и молча плакал. Встречные люди удивленно смотрели на него… А он шел и плакал. И ему было не стыдно. Он устал.


Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №46»

11 класс

Урок 46. Особенности народного характера в прозе В.М. Шукшина

Цели:

  1. Развивающая:

  • обратить внимание учащихся на то, как В.М. Шукшин создаёт образы своих героев; на те приёмы, с помощью которых раскрывается характер персонажа, его внутренний мир, психология;

  • развивать у учащихся знания о приёме внутреннего жеста; обратить их внимание на портреты, речь, мимику и т.д. героев рассказов В.М. Шукшина;

  • развивать навыки связной монологической речи учащихся;

  • развивать критическое мышление;

  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение.

  1. Обучающая:

  • заинтересовать учеников личностью и творчеством В.М. Шукшина;

  • рассмотреть особенности народного характера в его рассказах, критерии оценки человека, проблематику рассказов, своеобразие конфликтов, соединение драматического и комического как основного приёма изображения;

  • воспринимать произведение как единое целое, связывать воедино форму и содержание;

  • продолжать формирование умения выделять эпизоды, определять их роль в произведении;

  • устанавливать временные и причинно - следственные связи между событиями в изучаемом произведении;

  • анализировать характер героев через его поступки, портрет, речь, внутренние жесты и т.п.;

  • понимать авторскую позицию, выраженную в названии произведения, выборе средств изображения и т.п.;

  • продолжать формирование умения анализировать художественное произведение.

  1. Воспитательная:

  • продолжать формирование нравственно - эстетических ценностей у учащихся на материале рассказов В.М. Шукшина,

  • воспитывать в учащихся чувство интереса и любви к художественному слову;

  • развивать умение слушать и слышать, учитывать мнение товарищей.

Задачи:

  1. Открыть для себя героев Шукшина, понять сложность и глубину размышлений автора о многообразии человеческих характеров.

  2. Выявить смысл названия произведений В.М. Шукшина.

  3. Выявить художественный смысл композиционного строения рассказов писателя.

Оборудование: текст рассказа В.М. Шукшина "Раскас", компьютер, мультимедийный проектор.

Метод обучения - словесный (рассказ, чтение, описание, беседа);

Форма обучения - фронтальная

Жанр урока – урок - исследование.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

3. Слово о Шукшине.

Уже не один десяток лет творчество Василия Шукшина привлекает внимание читателей, зрителей, исследователей. В этом художнике ярко и трагически слились личность, судьба и искусство. Писатель, режиссёр, актёр... Верно было подмечено однажды: "Ему было тесно в одной профессиональной роли, и отличали его не разные умения, а именно редкая "целостность жизни" - он человеком был".

Народное признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе обусловлены в первую очередь тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.

  • Доклад учащегося о жизни и творчестве писателя или заочная экскурсия «На родине Шукшина».

Вы видите, ребята, что Шукшину пришлось узнать разную жизнь, и города, и деревни, пришлось перебрать немало специальностей. О чём же пишет он?

( Он пишет в основном о деревне, о людях, живущих в ней или покинувших её, исследует жизнь обычных людей).

Шукшин стремится увидеть мир в многообразии характеров. И именно характер русского человека привлекает его внимание. Каким же видит писатель современного ему человека? Каковы они, нравственные начала жизни, которые служат у Шукшина точкой отсчёта для оценки любого человека? Каков его нравственно - эстетический идеал? На эти вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.

  1. Опыт совместного прочтения. "Раскас".

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин открыл в человеке неизвестное. Попробуем и мы открыть для себя героя Шукшина.

О чём может быть произведение с таким названием - "Раскас"? Какой может быть его композиция?

(Произведение может быть о чём угодно, но, скорее всего, это будет "рассказ в рассказе").

  • Читаем первый отрывок (от начала до конца записки).

  • Обратите внимание на начало рассказа: "От Ивана Петина ушла жена". Есть ли экспозиция, пролог, которые бы вводили читателя в действие? (Нет).

  • Характерно ли такое начало для рассказов Шукшина? (Да, он всегда стремительно вводит читателей в историю.)

  • Какую ситуацию писатель выбирает в этом рассказе? Как вы её расцениваете - комическая она или драматическая, нестандартная или обыденная? (Ситуация хотя и драматическая, но заурядная - такое встречается сплошь и рядом: "...как в старых добрых романах - бежала с офицером".)

  • Можете ли вы что - нибудь сказать о герое? ("Пенёк" - очень меткое слово из записки жены. Наверное, это человек отсталый, неумный, некультурный, неказистый на вид.)


  • Проверим наши догадки. Читаем второй отрывок (от слов "Огромный Иван..." до слов "А офицер ещё и семью себе тут "смонтировал").

  • Итак, что мы узнали о герое? Каким вы себе его представляете? (Угрюмый, молчаливый, неласковый, не умеет складно говорить, терпеливый, очень любит свою жену.)

  • Давайте подумаем, а действительно, так ли уж важно умение складно говорить, красиво выражаться? Такая ли уж большая ценность - душевная тонкость? (Человека надо оценивать по его духовной сущности, по его делам).

  • Мы оценили ситуацию как обыденную. А чем стал для Ивана уход жены? ("Удар в лоб", "чуть не заплакал", "ныло и ныло под сердцем", мысль: "Вот она какая, большая беда".)

  • Как будет реагировать дальше герой на измену? Как вообще обычно люди ведут себя в подобной ситуации? (Уйдёт в запой, отомстит, найдёт другую. Хотя последнее не про этого героя точно.)


  • Читаем третий отрывок (от слов "Два дня Иван не находил себе места..." до слов "...и пошёл в редакцию, которая была неподалёку").



  • Итак, что же делает герой? (Пишет "раскас" в районную газету.)

  • Как вы оцениваете такой поступок? (Очень нелепый.)

  • Зачем же герой пишет "раскас"? (Хотел поделиться своим горем, обращается к людям как умеет, он не может понять, "как же так можно", ищет ответ у людей; ещё одна причина - хочет таким образом вернуть жену.)

  • Почему вы смеялись, слушая "раскас" Ивана Петина? (Это писал неграмотный, некультурный, но наивный и бесхитростный человек.)

  • Приведите доказательства ("Она сделала такой финт ушами", "малость чокнутая насчёт своей физиономии" и т.д.)

  • А какие чувства испытали вы, слушая его "раскас"? (Жалость, сочувствие)

  • Что нового мы узнали о герое? (Это трудяга, он имеет три ордена и четыре медали, мог бы быть ударником труда. Он серьёзно относится к жизни, серьёзно любит, готов простить жену.)

  • Как он относится к людям? Например, к родне жены? (Он ведёт себя "ненормально": говорит о них только хорошее.)

  • Что является ценным для героя? (Семья, любовь, нравственность. Он светлая душа, уверен, что мир должен строиться на твёрдых основах - честности, верности, добре. Его жизненная позиция - "Я не лиходей людям".)

  • Как воспримут "раскас" в редакции? Почему?

(Не поймут, высмеют, печатать не будут.)

  • Читаем четвёртый отрывок (от слов "Стояла весна..." до конца.)

  • Зачем автор ввёл в рассказ весенний пейзаж? (Хочет подчеркнуть горе героя. Но есть и ещё причина: оказывается, Иван тонко чувствует природу.)

  • Итак, как же отреагировал редактор газеты на "раскас" Ивана Петина? Почему? (Сначала удивился: он не мог себе представить этого человека в роли "писателя", видимо, у редактора уже сложилось мнение об Иване. Потом редактор смеётся. Он не может понять Ивана. Не только стиль "раскаса" кажется ему смешным, но и само стремление человека таким образом вернуть свою жену считает нелепым: "ведь это глупость".)

  • Но ведь это один из тех самых людей, к которым хотел герой обратиться за поддержкой. В чём же его трагедия? (Он не умеет выражать свои мысли - это беда человеческая. Он слишком наивен.)

  • Давайте ещё раз перечитаем финал. Как автор относится к своему герою? (Автор на его стороне, он с болью пишет о его переживаниях, жалеет его.)

  • Зачем автор дал слово своему герою? Зачем вообще написал этот рассказ? (Чтобы герой проявил свою натуру, раскрыл изнутри свою духовную организацию. Герой опровергает узость, ограниченность представлений и о себе, и о жизни. Писатель хотел, чтобы читатель попытался понять человека и его судьбу, чтобы посочувствовал ему, пожалел его.)

  • Итак, в чём своеобразие конфликта в рассказе? (Сочетание комического и драматического. Сюжет комичен, но за ним скрывается острый конфликт. Герой хочет раскрыть свою душу, но его не понимают. Столкновение его с миром драматично.)

  • Какие особенности языка Шукшина вы можете отметить? (Колорит народно - разговорной речи.)


  1. Беседа по рассказам, прочитанным дома, их анализ.

Итак, мы убедились, что Шукшин, обратившись к знакомому, обыденному, нашёл неизвестное. Он заставил нас по-иному взглянуть на человека. Он показал нам не красивого героя, а человека, на первый взгляд, неказистого, нелепого, смешного.

Критики не раз обращали внимание на героев Шукшина - на их резкое несовпадение с общепринятыми нормами поведения, в них всё противоречит "здравому смыслу", практическому, деловому "благоразумию". Писатель и сам чувствовал необычность своих героев: "странные люди", "чудики" - так говорят они о себе, так говорит о них сам автор.

  • Кто же они такие, "чудики"? Откуда пошло это название? И что оно значит? (Рассказ "Чудик".)

  • Чем отличается главный герой от остальных персонажей? (С ним вечно происходят какие - то курьёзы, он попадает в нелепые ситуации.)

  • Для чего автор опять создаёт многочисленные курьёзные ситуации? (Сюжет снова комичен, но за ним скрывается острый конфликт. Снова столкновение героя с миром драматично.)

  • Чем похож Чудик на Ивана Петина? (Он тоже добр, наивен, бесхитростен, живёт по велению сердца.)

  • Так что же, он нелеп и глуп, этот Чудик?

Вот, например, критик Л. Емельянов пишет: "Невезучесть Василия Егорыча- не столько его судьба, сколько его натура...нам ясно: добрейший Василий Егорыч добродушен до... глупости... Туповат, определённо туповат добрый и непосредственный Василий Егорыч." Далее критик подчёркивает, что натура внешне заурядная, "существо робкое, инертное". Согласны ли вы с критиком?

  • Можно ли сказать, что это человек примитивный? Докажите свою точку зрения. (Естественная природная чистота, совестливость, талантливость - это немало, особенно в век иных "умников", забывших об этих качествах.)

  • Как относится Чудик к людям?

  • Как реагирует на отношение к себе?

  • Как воспринимает природу?

  • Как относится к Чудику автор?

  • Что хотел автор - позабавить, посмешить или, наоборот, побудить серьёзно относиться к таким людям? (Высвечивая характер Чудика, автор добивается изменения отношения к таким людям. Многие ведь не воспринимают их серьёзно. Больше других говорит за любовное отношение к герою то обстоятельство, что Шукшин передал ему факт собственной биографии - история с пятидесятирублёвой купюрой произошла с ним самим.)

  • Как вы понимаете финал рассказа?

  • Вспомним другие рассказы Шукшина. Что общего в его "чудиках"? (Смешные, нелепые, не отличающиеся умом. Но они остро реагируют на зло и несправедливость, живут по свои нравственным законам, по велению сердца. Это философы (Алёша Бесконвойный), фантазёры (Бронька Пупков), артисты по натуре. "...они не странные и не чудаки, при более пристальном внимании к ним оказываются людьми с доброй и красивой душой".)

  • В какие ситуации автор ставит своих героев? С какой целью? (Кризисные, когда характер человека особенно ярко раскрывается. Например, разрыв семейных отношений ("Мой зять украл машину дров").

  • Есть ли в каждом из прочитанных вами рассказов "вечные вопросы"? (Каждый рассказ заставляет задуматься о ценностях жизни - подлинных и мнимых.)

  • Сам В.М. Шукшин в одной из статей писал: "В каждом рассказе должно быть что-то НАСТОЯЩЕЕ. Пусть будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чём-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилось настоящее... А если даже в каком-то рассказе нет ничего от НАСТОЯЩЕГО, то там есть - тоска по нему, по настоящему. Тогда - рассказ."

  • Что же такое НАСТОЯЩЕЕ, которое должно быть в каждом рассказе? (Это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряжённо думать, ими жить, "вечные вопросы".)

  • Обратимся снова к специфике изображения. Зачем же автор в рассказы о серьёзном, о смысле жизни вводит смешное? (У него смех сквозь слёзы. Вспоминается Чехов - тот же трагикомический эффект.)

  • Давайте подведём некоторые итоги. Каковы же нравственные начала народной жизни, которые служат у Шукшина точкой отсчёта любого человека? (Любовь и жалость к ближнему, способность воспринимать чужую боль как свою, умение освободиться от мелочности, умение чувствовать родную природу Высшей мерой человека является НРАВСТВЕННОСТЬ.)

  • Вот и получается, что "чудаки", "чудики" Шукшина - вовсе не странные люди, а люди с доброй и красивой душой.


"Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, кто как это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю... изъяснено так, что "дурак - слабоумный человек, глупый, лишённый рассудка, безумный шут..." Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков и дурачков, которым эта кличка дана, но они между тем не безумны, не глупы... Это люди любопытные..." - такими словами предваряет Н.С.Лесков рассказ "Дурачок".

Каков же он, этот дурачок? А он "любит всё, как дурак", он душу всю готов отдать на страдания за другого, он, как сказано в конце рассказа может быть, ПРАВЕДНЫЙ.

Оказывается, Шукшин не первый обратился к такому типу человека на Руси, как "Дурачок", "Чудик". Ведь и в русских народных сказках очень часто встречается образ дурака - Иванушка - дурачок.

  • Можете ли вы установить связь героев Шукшина с персонажами произведений русской литературы XIX века? (Тип "маленького человека", негромкого, негероического, порой смешного и нелепого: Самсон Вырин ("Станционный смотритель А.С.Пушкина), Макар Девушкин ("Бедные люди" Ф.М. Достоевского), Иван Северьянович Флягин ("Очарованный странник" Н.С. Лескова).)

  • Давайте посмотрим, кого же противопоставляет Шукшин своим "чудикам"? Кто эти так называемые нормальные люди, которые живут "как все"? (Это тёща Вени Зябликова, обвинитель на суде (из того же рассказа "Мой зять украл машину дров"), жена брата Чудика, жена Ивана петина. Это те, кто занят собственным благополучием, чтобы всё было "как у людей". Это мастера творить зло, пусть мелкое и бессмысленное.)

  • Кого же из героев Шукшина вы бы причислили к такой породе людей, которую можно назвать "античудиками", "Чудиками наоборот"? (Глеб Капустин, рассказ "Срезал".)


  1. Рефлексия, запись вывода по теме урока.

Шукшин стремится увидеть мир в многообразии характеров. Высшей мерой человека для писателя является нравственность; незыблемы такие ценности, как семья, дом, любовь и жалость к ближнему. Любимые его герои - "чудики", "странные люди". С точки зрения здравого смысла, они смешны и нелепы. Но это люди с доброй и красивой душой, живущие по велению сердца. Они наивны и бесхитростны, чисты и совестливы, остро реагируют на зло и несправедливость. В необычности поведения героев распознаются доброта, человечность, чувство ответственности пред людьми. За комическим сюжетом скрывается острый конфликт. Драматично само столкновение "чудиков" с жизнью. Высвечивая характер, автор добивается перемены отношения к людям. Он призывает к нравственной активности человека.

  1. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование отметок.


  1. Домашнее задание. Концовки рассказов Шукшина традиционно открыты. На вопрос о том, кто прав, кто виноват, ответа нет, его должен дать сам читатель. Подумайте и напишите мини-сочинение: "О чём меня заставили задуматься произведения В.М. Шукшина".


Просмотр содержимого презентации
«Моя презентация На родине Шукшина»

Экскурсия по  мемориальному музею-заповеднику В.М. Шукшина  На родине  В.М. Шукшина

Экскурсия по мемориальному музею-заповеднику В.М. Шукшина

На родине В.М. Шукшина

... Трудно понять, но как где  скажут

... Трудно понять, но как где

скажут "Алтай", так

вздрогнешь, сердце лизнет

до боли мгновенное

горячее чувство...

Когда буду помирать,

если буду в сознании,

в последний момент

успею подумать о матери,

о детях и родине,

которая живет во мне.

Дороже у меня ничего нет.

В.М. Шукшин

Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где живут родные близкие, дорогие его сердцу люди.

Только одна дорога существует на родину Василия Макаровича Шукшина – Чуйский тракт - дорога жизни для Алтая.   В горах Алтая Чуйский тракт давно стал героем легенд и песен. На север от Сросток - дорога в большой мир. В ближний ли Бийск, в далекую ли Москву - не миновать Чуйского тракта.

Только одна дорога существует на родину Василия Макаровича Шукшина – Чуйский тракт - дорога жизни для Алтая.

В горах Алтая Чуйский тракт давно стал героем легенд и песен. На север от Сросток - дорога в большой мир. В ближний ли Бийск, в далекую ли Москву - не миновать Чуйского тракта.

Чуйский тракт...  В один прекрасный день по нему отправится простой деревенский парень. Звали его - Василий Шукшин...

Чуйский тракт... В один прекрасный день по нему отправится простой деревенский парень. Звали его - Василий Шукшин...

После въезда в село Сростки по Чуйскому тракту со стороны города Бийска, мы начинаем виртуальную пешеходную экскурсию по музею В.М. Шукшина. Дороги ведут к берегу Катуни с видом Поповского острова, на

После въезда в село Сростки по Чуйскому тракту со стороны города Бийска, мы начинаем виртуальную пешеходную экскурсию по музею В.М. Шукшина.

Дороги ведут к берегу Катуни с видом Поповского острова, на "Камушки" в Баклань, а рядом Пикет с березовыми колками, отвесными обрывами над Катунью и Федуловкой. Все это - немые свидетели детства Василия Макаровича, праздники его души.

Первым пунктом  нашего виртуального путешествия  по музею-заповеднику будет место,  где стоял дом, в котором родился  Василий Макарович Шукшин ... Панорама села Сростки

Первым пунктом нашего виртуального путешествия по музею-заповеднику будет место, где стоял дом, в котором родился Василий Макарович Шукшин ...

Панорама села Сростки

Василий Макарович прожил короткую и вместе с тем долгую жизнь. Пожалуй, только в раннем детстве он жил, пусть и в трудных условиях (совсем мальчонкой остался без отца), но в сравнительно обычном ритме. Бегал по улицам родного села Сростки, играл в лапту, рыбачил в любимой им Катуни, читал первые книжки. С началом войны, когда ушел на фронт и вскоре погиб отчим, каждый год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три Дом, в котором родился В.М. Шукшин, не сохранился. На его месте стоит памятный знак.

Василий Макарович прожил короткую и вместе с тем долгую жизнь.

Пожалуй, только в раннем детстве он жил, пусть и в трудных условиях (совсем мальчонкой остался без отца), но в сравнительно обычном ритме.

Бегал по улицам родного села Сростки, играл в лапту, рыбачил в любимой им Катуни, читал первые книжки. С началом войны, когда ушел на фронт и вскоре погиб отчим, каждый год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три

Дом, в котором родился В.М. Шукшин, не сохранился. На его месте стоит памятный знак.

Здесь 25 июля 1929 года родился Вася Шукшин.

Здесь 25 июля 1929 года родился Вася Шукшин.

В этом доме по переулку Набережному № 6 (ныне ул. Братьев Ореховых, 80) семья Шукшиных жила с 1940 по 1957 гг. Дом отчима Куксина Павла Николаевича. С этим домом связан большой период жизни Василия Макаровича: учеба в школе, автомобильном техникуме, сюда он вернулся после армии, работал в школе, уехал учиться в Москву И когда купил матери добротный дом, все равно не упускал случая пройти мимо отчего крова. В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле в мемориальной части дома открыта выставка

В этом доме по переулку Набережному № 6 (ныне ул. Братьев Ореховых, 80) семья Шукшиных жила с 1940 по 1957 гг. Дом отчима Куксина Павла Николаевича.

С этим домом связан большой период жизни Василия Макаровича: учеба в школе, автомобильном техникуме, сюда он вернулся после армии, работал в школе, уехал учиться в Москву

И когда купил матери добротный дом, все равно не упускал случая пройти мимо отчего крова.

В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле в мемориальной части дома открыта выставка "Далекие зимние вечера", где представлены личные вещи, фотографии и письма из архива матери, считавшиеся утерянными.

Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина

Когда стану умирать, - скажу:

Когда стану умирать, - скажу: "Фу-у, гадство, устал!" Не надо умирать. Я - сын, я - брат, я - отец... Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно уходить .

В.М. Шукшин.

На его долю выпало много всего самого разного - хорошего и плохого, лишений и радостей, удач и неудач, славы и непонимания, горя и счастья. И все это в напряженнейшем труде, который и три сердца не могли бы выдержать.

Кем он только не был: и земледельцем, и разнорабочим, и слесарем-такелажником, маляром, грузчиком, радистом, учителем, комсомольским работником. Сколькими творческими профессиями он владел в совершенстве: актера, кинорежиссера, драматурга, прозаика.

Шукшина переполняли творческие планы и замыслы, их хватило бы не на одну жизнь. Понимая это, он не щадил себя, боялся не успеть и действительно многое не успел.

Далее пройдем к кинотеатру "Катунь". На этом месте раньше стояло подворье С.Ф. Попова - деда В.М. Шукшина по линии матери.

Кинотеатр «Катунь». На этом месте раньше стояло подворье С.Ф. Попова - деда В.М. Шукшина по линии матери   Путь к культуре сегодня - со всеми нашими библиотеками, музеями, кино, радио, телевидением - бывает нелегок и непрост. Нужна помощь на первых порах. Формы такой помощи - необозримы, но суть всегда одна: умная, добрая, бескорыстная.   В.М. Шукшин  После посещения кинотеатра

Кинотеатр «Катунь». На этом месте раньше стояло подворье С.Ф. Попова - деда В.М. Шукшина по линии матери

Путь к культуре сегодня - со всеми нашими библиотеками, музеями, кино, радио, телевидением - бывает нелегок и непрост. Нужна помощь на первых порах. Формы такой помощи - необозримы, но суть всегда одна: умная, добрая, бескорыстная.

В.М. Шукшин

После посещения кинотеатра "Катунь", почтим память предков, которые в далекие годы пришли на Алтай.

...Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам - их упорству, силе огромной... Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь - с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. И если бы не наша теперь осторожность насчет красивостей, я бы позволил себе сказать, что склонясь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели себе и нам, и после нас - прекрасную родину. В.М. Шукшин   На старом кладбище села Сростки похоронены Сергей Федорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка В.М. Шукшина по линии матери, Анна Кузьминична Шукшина, бабушка по линии отца.   Снова выходим на улицу Советскую и немного пройдем до новой сросткинской средней школы имени В.М. Шукшина.

...Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам - их упорству, силе огромной...

Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь - с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. И если бы не наша теперь осторожность насчет красивостей, я бы позволил себе сказать, что склонясь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели себе и нам, и после нас - прекрасную родину.

В.М. Шукшин

На старом кладбище села Сростки похоронены Сергей Федорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка В.М. Шукшина по линии матери, Анна Кузьминична Шукшина, бабушка по линии отца.

Снова выходим на улицу Советскую

и немного пройдем до новой

сросткинской средней школы имени В.М. Шукшина.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...  Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. В.М. Шукшин   Следующий объект показа нашей экскурсии - бывшая Сросткинская школа, главное здание музея. Здание новой сросткинской средней школы  имени В.М. Шукшина.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...

Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.

В.М. Шукшин

Следующий объект показа нашей экскурсии - бывшая Сросткинская школа, главное здание музея.

Здание новой сросткинской средней школы

имени В.М. Шукшина.

Здание бывшей сросткинской школы, где учился и работал В.М. Шукшин (главное здание музея).

Здание бывшей сросткинской школы, где учился и работал В.М. Шукшин (главное здание музея).

Здание бывшей сросткинской школы, где учился и работал В.М. Шукшин (главное здание музея).   Здесь в 1936 - 1943 гг. В.М. Шукшин окончил 7 классов Сросткинской школы, в 1953 г. сдал экзамены на аттестат зрелости

Здание бывшей сросткинской школы, где учился и работал В.М. Шукшин (главное здание музея).

Здесь в 1936 - 1943 гг. В.М. Шукшин окончил 7 классов Сросткинской школы, в 1953 г. сдал экзамены на аттестат зрелости "экстерном", в 1953 - 1954 учебный год работал учителем в вечерней школе рабочей молодежи с исполнением обязанностей директора школы.

В настоящее время в здании располагается историко-литературная экспозиция "Жизнь и творчество В.М. Шукшина", в большом зале организуются выставки, проводятся встречи, музыкальные программы.

Посетим экспозиции музея

"История села Сростки н.XIX - к.XX в.в."

Представлены документы по основанию села, родословной В.М. Шукшина, предметы быта и этнографии, переданные жителями села. Хронологическая последовательность материала отражает историю села 20х-50х годов.

... Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья...

В.М. Шукшин

"Школьный класс (мемориальная экспозиция)"

  • Здесь Василий Шукшин учился в 1944 году.

"Творчество В.М. Шукшина 1954-1974 гг."

Центральный раздел экспозиции. Охватывает хронологический период от отъезда в Москву до последней работы в кино и литературе: поступление и учеба во ВГИКе, первые роли, режиссура и постановка фильмов. Первый рассказ "Двое на телеге" Шукшина-студента напечатан в журнале "Смена" № 15 за 1958г. Первая книга, сборник рассказов "Сельские жители (1963).

Экспозиция раскрывает работу Шукшина над образом Степана Разина, главной темой творчества художника с начала 70-х годов, представляет материал о прижизненных театральных постановках 1973-1974 гг. а также личные вещи, костюмы киногероев, рукописи, семейные фотографии, документы.

"Шукшин и современность"

С 1974 года по настоящее время произведения В.М. Шукшина переиздавались более ста сорока раз. Книги переведены на сорок четыре языка народов мира (включая страны ближнего зарубежья), изданы в двадцати зарубежных странах. В зале представлены научные исследования о литературном творчестве, иллюстрации к произведениям, документы по увековечению памяти В.М. Шукшина.

Самостоятельный раздел "Шукшин и театр" включает материалы о многочисленных постановках театров в нашей стране и за рубежом по произведениям В.М. Шукшина в 80е-90е годы.

Берег Катуни с видом на Поповский  остров, который расположен между протоками реки Катуни, ближе к ее правому берегу. Любимое место народных гуляний сростинцев в 60-70-ые годы, одно из любимых мест В.М. Шукшина. Катунь... Здесь она сравнительно спокойная и не очень холодная. Заросшие лесом и кустарником острова скрывают ее ширину. Он любил приходить на этот галечный берег - почитать, подумать без помехи, глядя на быструю воду. С детства любил здесь уединяться. С берега Катуни поднимемся на гору Пикет, где проводятся шукшинские чтения «Камушки» - любимое место В.М. Шукшина

Берег Катуни с видом на Поповский остров, который расположен между протоками реки Катуни, ближе к ее правому берегу. Любимое место народных гуляний сростинцев в 60-70-ые годы, одно из любимых мест В.М. Шукшина.

Катунь... Здесь она сравнительно спокойная и не очень холодная. Заросшие лесом и кустарником острова скрывают ее ширину. Он любил приходить на этот галечный берег - почитать, подумать без помехи, глядя на быструю воду. С детства любил здесь уединяться.

С берега Катуни поднимемся на гору Пикет, где проводятся шукшинские чтения

«Камушки» - любимое место В.М. Шукшина

Знаменитые шукшинские чтения на горе Пикет  Мы спускаемся с горы Пикет и прощаемся с родным селом Василия Макаровича. В добрый путь. Гора Пикет

Знаменитые шукшинские чтения на горе Пикет

Мы спускаемся с горы Пикет и прощаемся с родным селом Василия Макаровича.

В добрый путь.

Гора Пикет

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз , уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее. В.М. Шукшин. Большое спасибо и низкий поклон всем, кто бережно хранит память о замечательном русском писателе Василии Шукшине.

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз , уж так случилось, живем на земле.

Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.

В.М. Шукшин.

Большое спасибо и низкий поклон всем, кто бережно хранит память о замечательном русском писателе Василии Шукшине.

Памятник В.М.Шукшину При жизни он становился легендой, а когда ушел от нас, поняли: «Мы люди, потрясенные Шукшиным»

Памятник В.М.Шукшину

При жизни он становился легендой, а когда ушел от нас, поняли: «Мы люди, потрясенные Шукшиным»

...Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда... И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. В.М. Шукшин

...Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда... И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

В.М. Шукшин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!