СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 11. Просветительские идеи в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Анализ названия комедии. 2. Понятие "гражданский романтизм". 3. А. С. Грибоедов о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. 4. Анализ монологов Чацкого. 5. Основной конфликт пьесы.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 11. Просветительские идеи в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"»

Вопрос № 11. Просветительские идеи в комедии «Горе от ума»

Главный герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции

  1. резонера

  2. «благородного ге­роя» — обличителя общественного зла

  3. романтического героя, одержимого «безумной» любовью и мрачной иро­нией

  4. «типичного представителя» либерального молодого дворянства, разделяющего идеи реформаторов или даже будущих декабристов.

Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя.

План характеристики Чацкого

  1. Первая встреча читателя с Чацким.

II. Личная драма Чацкого и качества, проявив­шиеся в отношении к Софье (искренность, благород­ство, страстность, горячность, глубина чувства).

III. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?

  1. Крепостное право; жестокость помещиков 1. Гуманность, уважение к простому русскому че­ловеку.

  2. Карьеризм, чинопочитание. 2. Службу делу, а не лицам.

  3. Невежество. 3. Просвещение.

  4. Рабская мораль, безгласие. 4. Свободу мысли и высказываний.

  5. Пренебрежение к нац. культуре и 5. Уважение к национальным нравам, языку,
    преклонение перед всем иностранным. развитие национальной культуры.

IV. Значение образа Чацкого.


"Горе от ума" – социально-полит. комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общ. вопросы того времени:

  1. о государственной службе,

  2. о крепостном праве,

  3. о просвещении,

  4. о воспитании,

  5. о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

  1. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма.

  2. В комедии Грибоедова "Горе от ума" отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

  3. Уже в самом названии комедии «Горе от ума» отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общ. противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

  4. Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познанья», для Фамусова — «Ученье — вот чума...». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь...». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает — и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

  5. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения 18 в. и романтизма и получила название "Гражданский романтизм". Героев произведений декабристов воспринимали общ-е как свое личное, занимали активную гражданскую позицию. Таков Чацкий.

  6. Остроумный Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается:

  1. знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто", в котором Чацкий высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из "забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма". Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту "и жизнь и честь его спасали".

  2. в монологе ("Французик из Бордо...") Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

  1. Комедия "Горе от ума" была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади. Комедия "Горе от ума" внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров.

  2. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах – как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему").

  3. Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь!" Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.

  4. Просвещение для Фамусова — это опасность, угрожающая привычным устоям жизни:

  5. Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

  6. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

  7. Узнав от Лизы, что Софья якобы целую ночь читала по-французски, Фамусов говорит:

  8. Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик:

  9. Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. (Д. I, явл. 2.)

  10. Как же следует, по мнению Фамусова, воспитывать молодежь? Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит:

  11. А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

  12. Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! (Д. I, явл. 4.)

  13. Однако он и сам следует моде: Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. (Д. I, явл. 4.)

  14. Учителей, которых приглашали для обучения детей, «числом поболее, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», — детей нужно воспитывать в духе подражания старшим. «Учи­лись бы, на старших глядя»,— поучает он Чацкого, а дочери внушает: Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. (Д. I, явл. 4.)

  15. Чацкий – новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни определён: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным", - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать"... - так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода". Но в тоталитарном государстве вопрос "служить или не служить, жить в деревне или путешествовать" выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это – то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований. Но реальные преобразования еще далеки.

  16. Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской — якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

  17. Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него - рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна прийти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни.

  18. Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия — о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на вещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя...» И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам...»

  19. Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных «предрассудках». Понятно его страстное обличение тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», понятно его возмущение против «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором».

  20. Проблеме воспитания Чацкий, как и все декабристы, придает огромное значение. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия Чацкий видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. В его резкой критике «века минувшего» вопросы эти играют большую роль.

  21. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации.

  22. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

  23. Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед лицом фамусовского общества. «А знаешь ли, что такое Чацкий? - писал он А. Бестужеву.- Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому я рад».

  24. Этот отзыв великого поэта нельзя считать вполне справедливым. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир, где только это представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой. Оно соответствовало его просветительским взглядам. Н. П. Огарев замечает: «Зачем Чацкий, умный человек, говорит всякую задушевную мысль при Фамусовых и Скалозубах? Пушкину это казалось неестественным. Мы не можем решить вопроса ни в пользу Пушкина, ни в пользу Грибоедова. Для нас лично оно, кажется, было бы неестественным; но, вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным - оно исторически верно. Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаивать своих убеждений, и едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени».

  25. Основной конфликт пьесы. Чацкий и косное, консервативное московское общество. "Век нынешний и век минувший". Прогрессивные идеи Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; "когда в делах, я от веселий прячусь"; "Чины людьми даются, а люди могут обмануться" и консервативные идеи Фамусова "Собрать все книги бы да сжечь", "ученость – вот чума". Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством свежей".

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!